#0
Все реактивы, материалы и инструменты, которые мы даем детям, безопасны для здоровья. Однако, мы просим вас поговорить с ребенком перед занятием и объяснить ему меры предосторожности.
#1
Знакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Проводим химические реакции, в которых выпадает осадок, образуется газ, выделяется тепло, меняется цвет. Эти изменения называются признаками химических реакций.
#2
Разбираемся в том, почему при смешении какие-то соли вступают в реакцию, а какие-то нет. Добираемся до самой сути и узнаём про ионы - частицы, из которых состоит любая соль. Экспериментально подтверждаем: соли с одинаковыми ионами вступают в одни и те же реакции, а знание свойств химических веществ помогает установить состав неподписанных реактивов.
#3
Из ионов состоят не только соли, но и кислоты. Выясняем, что кислотность продукта зависит от количества особых “кислотных” ионов - ионов водорода. Определяем количество ионов водорода в продуктах питания с помощью универсального кислотно-основного индикатора. Знакомимся с другими индикаторами и их шкалой.
#4
Чаще всего, человек имеет дело с растворами веществ. Далеко не все вещества растворяются в воде, но человек нашёл им применение. Разберёмся, какие бывают пигменты и из чего делали красители в древности. Самостоятельно синтезируем неорганические пигменты и создадим собственные краски.
#5
Знакомимся с устройством химических веществ, говорим про химические связи и разбираемся, почему соль нельзя назвать молекулой. Собираем объёмные модели молекул, входящих в состав воздуха, а также модель графита и другие химические структуры.
#6
Разберёмся в структуре древесины и пластика и узнаем, что у них общего. Поговорим о полимерах и о их роли в нашей жизни. Промаркируем пластик, самостоятельно создадим полимерное изделие и клейкую массу. Разрушим один полимер (крахмал) с помощью другого полимера (фермента).
#7
Всё живое и мы с вами — тоже химия. Разберёмся, из каких молекул мы состоим и что мы едим. Занятие будет посвящено углеводам. Приготовим реактив Бенедикта и научимся делать качественную реакцию на глюкозу, а после проверим содержание глюкозы в мёде и в растворе крахмала, который разрушается ферментом.
#8
Продолжаем погружаться в химию биополимеров. Занятие будет посвящено белкам. Научимся опытным путём отличать волокна шерсти от синтетики и познакомимся с одним из способов снятия отпечатков пальцев.
#9
Погрузимся в медицинскую химию и узнаем, как в структуре и механизмах действия лекарственных веществ. Поэкспериментируем с содержимым аптечки: узнаем про очищающие свойства активированного угля и с помощью него создадим фильтр для воды, определим кислотность с помощью зелёнки, проведём качественные реакции с часто используемыми таблетками (парацетамол, аспирин).
#10
Поговорим про витамины - ещё один важный класс биомолекул - и их роль в жизнедеятельности организмов. Разберёмся, где содержатся витамины, в каких количествах они необходимы человеку, почему дневная доза витамина С больше, чем у всех остальных витаминов, и как он влияет на качество волос и кровеносных сосудов. Узнаем про водорастворимые и жирорастворимые витамины. Проведём качественные реакции на витамины С и проверим его содержание в продуктах питания.
#11
Рассмотрим растения как источники химических веществ. Прервёмся на чай: поговорим о веществах, которые содержатся в чае, - кофеине, танине и хлорофилле - и их биологической роли. Проведём качественные реакции на танин, сделаем чернила из чая и выделим кофеин.
#12
Поговорим о том, что такое минералы и как они образуются. Растворим малахит, проведём качественные реакции на содержащиеся в нём металлы. Растворим ракушку и коралл, а полученный при растворение коралла пигмент используем в качестве кислотно-основного индикатора. Обесцветим коралл нагреванием и заставим флюорит светиться.
#13
Начинаем цикл занятий по химии элементов. Познакомимся с таблицей Менделеева и обсудим, что такое химический элемент и чем элемент отличается от вещества. Подробнее поговорим про неметаллы и их отличия от металлов. Получим два простых вещества - серу и кислород.
#14
Более подробно поговорим про галогены и ярких представителей этой группы элементов - хлор, бром и йод. Проведём возгонку йода, с её помощью проявим отпечаток, а также сделаем качественную реакцию на крахмал и проверим его содержание с бананах и картофеле.
#15
Продолжим разговор о химии элементов и более подробно обсудим химические свойства металлов. Растворим магний в воде и узнаем, почему его относят к щелочно-земельным элементам. Поговорим про активность металлов, сравним активность магния, цинка и меди, а затем используем это свойство для получения меди из медного купороса.
#16
Выясним, часто ли мы встречаемся с металлами в чистом виде. Поговорим о сплавах и их применении, проанализируем содержимое копилки и выясним, из каких сплавов делают монеты. Растворим монеты и скрепки и понаблюдаем за их коррозией. В конце занятия проведём викторину по химии элементов и узнаем несколько интересных фактов про металлы и неметаллы.
#17
Что такое электрический ток? Почему раствор соли проводит электричество, а раствор сахара – нет? Выясним, какие вещества могут проводить ток. Используя графит, создадим сложную и красивую электрическую схему, а также познакомимся с электролизом и получим с его помощью образец металла.
#18
Погрузимся в основы физической химии и узнаем, за счёт чего происходят химические реакции. Разберём понятие энтропии и объясним, почему беспорядок в комнате - это нормально в масштабах вселенной. Основываясь на этих знаниях, объясним охлаждение/нагревание раствора при растворении в нём некоторых веществ и извлечём тепло из химических веществ для  создания грелки для рук.
#19
Немного уйдём в физику и разберёмся в природе света. Узнаем, что тепло - это тоже свет. Поймём, как химическая структура хлорофилла позволяет ему превращать энергию света в энергию химической реакции. Разберёмся в основах флуоресценции и причинах свечения красок и живых организмов в темноте, сами синтезируем люминофоры на основе борной кислоты и заставим их светиться с помощью ультрафиолета.
#20
Продолжим разговор про взаимосвязь химии и света, а заодно в очередной раз убедимся, что химия - красивая наука. Освоим азы цианотипии, разрушим химические вещества с помощью света и создадим картины в голубых тонах. Поговорим про хемилюминесценцию и проведём опыт, в результате которого ненадолго осветим тёмную комнату.
#21
Обсудим физические свойства химических веществ (агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, плотность) и узнаем, зачем зимой посыпают дороги солью и почему спирт никогда не бывает 100%-ным. Поговорим про плотность растворов, разделим водно-спиртовую смесь с помощью соли и создадим многослойную жидкость.
#22
Вырастим кристаллы и аморфные тела на основе стекла, которые, впрочем, могут внешне очень напоминать что-то кристаллическое. Разобьем неорганический сад, обесцветим медный купорос и выясним, от чего зависит цвет.
#23
Познакомимся с цветовой палитрой соединений хрома и ещё раз (теперь более наглядно) поговорим про реакции окисления и восстановления. Узнаем ещё один метод качественного анализа - фотометрию пламени.
#24
Подведём итоги химического кружка: проведём два эффектных опыта и постараемся дать объяснение наблюдаемым изменениям.