13 занятие
Лёгкие неметаллы
Начинаем цикл занятий по химии элементов. Познакомимся с таблицей Менделеева и обсудим, что такое химический элемент и чем элемент отличается от вещества. Подробнее поговорим про неметаллы и их отличия от металлов. Получим два простых вещества - серу и кислород.

Тебе понадобится:
Из пакета #13:

  1. Перчатки одноразовые нитриловые (1 пара = 2 шт)
  2. Чашка Петрипластиковая (1 шт)
  3. Воронка пластиковая (1 шт)
  4. Стакан на 25 мл (1 шт)
  5. Флакон-капельница с серной кислотой
  6. Флакон-капельница с перекисью водорода
  7. Пенициллиновый флакон с тиосульфатом натрия
  8. Пенициллиновый флакон с перманганатом калия
  9. Пенициллиновый флакон с карбонатом натрия

Из стартера #3:

  1. Стакан на 50 мл
  2. Бумажный фильтр
  3. Стеклянная палочка
  4. Колба 100 мл
  5. Шпажка бамбуковая

Из того, что использовали ранее:

  1. Поднос
  2. Шпатель пластиковый
  3. Шпатель металлический
  4. Промывалка с водой

Кроме того, понадобится:

  1. Зажигалка/спички (не входят в набор)
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

Поджигание лучинки. Если вдруг лучинка начинает неконтролируемо гореть, нужно опустить её либо в колбу с углекислым газом, либо в стакан с водой (но после этого поджечь её снова будет сложнее).
Сегодня мы сделали
1
Получили кислород из перманганата калия и перекиси водорода и проверили его окислительные свойства (способность поддерживать горение.
2
Получили серу, разрушив тиосульфат натрия с помощью кислоты. Освоили фильтрование, чтобы сохранить полученные частицы серы.
Сегодня мы узнали
1
Атомы состоят из положительно заряженного ядра и электронов. Электроны размещены на орбиталях. Количество электронов на орбитали определяет, какие свойства - металлические или неметаллические - будет проявлять элемент.
2
Атомы обмениваются друг с другом электронами, за счёт этого образуются вещества. Вещества, у которых нет избытка или недостатка электронов не будут обмениваться электронами с другими атомами и поэтому не будут вступать в химические реакции. Яркий пример такой химической "неактивности" - благородные газы (гелий, неон, аргон, ксенон, криптон).
3
Кислород - очень активный элемент. Соединения кислорода окружают нас на каждом шагу - кислород воздуха (газ, состоящий из двух атомов кислорода), углекислый газ (соединение кислорода и углерода), вода (соединение кислорода и водорода), ржавчина (состоит из атомов железа, кислорода и водорода).
4
Углерод - уникальный элемент, способный образовывать бесконечно длинные цепи. Благодаря этому свойству возможна жизнь на Земле, поскольку в каждом из нас миллионы таких углеродных цепочек.
Для детей
Смешарики - Про благородные газы. Гелий, неон, аргон, ксенон, криптон - инертные, или благородные, газы, которые не вступают ни в какие химические реакции. Благодаря своей неактивности, эти газы используют в технике, когда важно сохранить инертную атмосферу - например, в лампочках или при сварке в металлургии.
Горение воды во фторе. Кислород - сильный окислитель. Он заставляет металлы и неметаллы гореть. Но есть ещё более сильный окислитель - фтор. Он заставляет гореть даже воду.
Наука для детей - Откуда берется кислород? Фотосинтез. Кислород - очень важный газ для дыхания большей части живых организмов. Но кислород в атмосфере Земли появился не сразу. Растения создавали для себя строительные блоки (сахар, крахмал) из углекислого газа, а в результате побочного продукта получался кислород.

Для родителей
Как остановить глобальное потепление? / ПостНаука
Почему некоторые газы называют благородным