3 занятие
Кислоты и индикаторы
Из ионов состоят не только соли, но и кислоты. Выясняем, что кислотность продукта зависит от количества особых “кислотных” ионов - ионов водорода. Определяем количество ионов водорода в продуктах питания с помощью универсального кислотно-основного индикатора. Знакомимся с другими индикаторами и их шкалой.

Тебе понадобится:
Из пакета #3:

  1. Пробирки (9 шт)
  2. Микропробирка с кофе
  3. Микропробирка со стиральным порошком
  4. Капельница с лимонным соком
  5. Капельница с фенолфталеином
  6. Капельница с бромтимоловым синим
  7. Пенициллинка с пищевой содой
  8. Зип-лок с индикаторной бумагой
  9. Зип-лок с чаем каркадэ
  10. Стакан на 50 мл
  11. Шкала рН с наклейками
  12. Cтакан 10 мл (6 шт)
  13. Перчатки нитриловые (1 пара)

Из большой коробки:

  1. Подложка на поднос с подсказками #3
  2. Карандаши цветные

То, что использовали ранее:

  1. Поднос серый
  2. Пенициллинка с карбонатом натрия
  3. Капельница с соляной кислотой
  4. Промывалка
  5. Штатив
  6. Шпатель пластиковый
  7. Шпатель металлический
  8. Маркер чёрный

Дополнительно потребуется:

1. Ручка или карандаш

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.
Сегодня мы сделали
1
Определили кислотность лимонного сока, кофе, пищевой соды и стирального порошка с помощью универсального индикатора.
2
Поработали с разными кислотно-основными индикаторами (фенолфталеином, бромтимоловым синим и чаем каркадэ) и выяснили, какой цвет они приобретают в кислой, нейтральной и щелочной среде.
Сегодня мы узнали
1
Раствор может быть кислым, нейтральным или щелочным. В воде содержится равное количество ионов водорода и гидроксид-ионов, поэтому она нейтральна. Если ионов водорода в растворе больше, чем в воде, значит, раствор кислый. Если меньше, чем в воде, раствор считается щелочным.
2
Индикаторы - это химические вещества, которые с помощью цвета помогают нам различить кислоты и щёлочи.
3
Индикаторы встречаются не только в химических лабораториях, но и в природе. Один из ярких примеров природных индикаторов - антоцианы (пигменты растений). Именно антоцианы окрашивают листья и цветки растений в красно-фиолетовые цвета.
Для детей
С помощью индикаторной бумаги мы можем только примерно оценить кислотность раствора. Титрование - точный метод определения кислотности раствора. В этом методе важно точно измерять объёмы используемых реагентов, а также концентрацию кислоты или щёлочи, которое мы используем для установления кислотности раствора с неизвестной концентрацией.
Индикаторы - это не обязательно вещества из химической лаборатории. На самом деле, каждый день мы сталкиваемся с индикаторами, не выходя из дома. Чай можно использовать в качестве кислотно-основного индикатора.
В капусте содержатся антоцианы - пигменты, определяющие красную, фиолетовую и синюю окраску плодов и листьев растений. И окраска зависит от того, насколько кислая среда в клетках растений. Кроме капусты, антоцианы можно выделить из черники, фиалки или лишайников.

Для родителей
Сильные и слабые кислоты (на английском, есть русские субтитры).
Серная и соляная кислоты крайне агрессивны и разъедают всё, на что попадают. Концентрированная уксусная кислота тоже опасна, но гораздо в меньшей степени. Её используют при консервации. Лимонная кислота используется как пищевая добавка. Так чем же они отличаются? Равные количества этих кислот образуют разные количества кислотных частиц - ионов водорода. Соляная кислота распадается на ионы полностью, тогда как большая часть молекул лимонной кислоты не образует ионов водорода. Соляную и серную кислоты называют сильными, а уксусную и лимонную - слабыми.
О рН простыми словами.
Водородный показатель (рН, пэ-аш) - критерий кислотности растворов. Этот показатель зависит от концентрации ионов водорода в растворе.
Для родителей
А еще можно прочитать статью Живые индикаторы. Индикаторы бывают не только кислотно-основными. Например, йод является индикатором на крахмал (или крахмал - индикатором на йод, тут уж зависит от задачи). Экологи используют "живые" индикаторы для контроля уровня загрязнения среды, поскольку животные, растения и бактерии (по сравнению с человеком) гораздо более чувствительны к присутствию загрязнителей и опасных веществ.