20 занятие
Химия и свет
Продолжим разговор про взаимосвязь химии и света, а заодно в очередной раз убедимся, что химия - красивая наука. Освоим азы цианотипии, разрушим химические вещества с помощью света и создадим картины в голубых тонах. Поговорим про хемилюминесценцию и проведём опыт, в результате которого ненадолго осветим тёмную комнату.

Тебе понадобится:
Из пакета #20:

  1. Перчатки одноразовые нитриловые (1 пара = 2 шт)
  2. Пустой контейнер на 60 мл
  3. Зиплок со скрепками/невидимками и ватными роликами
  4. Пипетки Пастера (3 шт)
  5. Трафарет с рисунком совы/надписью Sciencely
  6. Пенициллинка с красной кровяной солью
  7. Пенициллинка с железоаммонийными квасцами
  8. Пенициллинка с карбонатом аммония
  9. Пенициллинка с лимонной кислотой
  10. Пенициллинка с карбонатом натрия (натрий углекислый)
  11. Флакон-капельница 100 мл с перекисью водорода
  12. Флакон-капельница 5 мл с раствором люминола

Из большой коробки:

  1. Акварельная бумага формата а5

Из того, что использовали ранее:

  1. Ультрафиолетовый фонарик-ручка
  2. Колба на 100 мл
  3. Шпатель-ложечка пластиковый
  4. Шпатель-ложечка металлический
  5. Поднос
  6. Промывалка с водой
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Эксперимент стоит проводить на подносе, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

В ходе опыта производится нагревание: свечка ставится в кристаллизационную чашу, после нагревания горячие предметы ставятся на керамическую плитку.
Сегодня мы сделали
1
Приготовили смесь для цианотипии и “нарисовали” картинку химическим способом
2
Заставили жидкость в колбе светиться, проведя реакцию хемолюминесценции
Сегодня мы узнали
1
Некоторые реакции протекают с выделением света. Этот процесс называется хемилюминесценцией
2
Если реакция с выделением света протекает в живом организме, то такой процесс называют биолюминесценцией. Биолюминесценцию можно встретить у светлячков, медуз, водорослей и грибов
3
Люминесценция - это способ выделения избытка энергии без нагревания
Для родителей
Светлячки. В этой статье простым языком описывается процесс биолюминесценции и объясняется, за счёт чего светлячки светятся, как удаётся их свету мерцать и почему светлячки светятся, но не нагреваются.
Для детей
Почему светятся светлячки? 
Иногда свет выделяется в результате химической реакции. Этот процесс называется хемилюминесценция. А иногда реакции хемилюминесценции происходят в живых организмах, их называют биолюминесценцией. Об этих и других видах флуоресценции и люминесценции вы узнаете подробнее из этого видео.