19 занятие
Люминесценция
Немного уйдём в физику и разберёмся в природе света. Узнаем, что тепло - это тоже свет. Поймём, как химическая структура хлорофилла позволяет ему превращать энергию света в энергию химической реакции. Разберёмся в основах флуоресценции и причинах свечения красок и живых организмов в темноте, сами синтезируем люминофоры на основе борной кислоты и заставим их светиться с помощью ультрафиолета.

Тебе понадобится:
Из черного пакета #19:

  1. 3 пустые пенициллинки с пробками 
  2. Наклейки: “люминофор Ф”, “люминофор Р”, “люминофор С”
  3. Пенициллинка с борной кислотой 
  4. Пенициллинка с флуоресцеином 
  5. Пенициллинка с резорцином 
  6. Пенициллинка с салициловой кислотой 
  7. Свечка чайная (1 шт)

Из того, что использовали ранее: 

  1. Защитные очки
  2. Пинцет
  3. Плитка белая
  4. Промывалка с водой
  5. Ультрафиолетовый фонарик-ручка

Также в ходе опыта понадобится источник огня (спички или зажигалка)
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

В ходе опыта будем использовать огонь, работать с ним нужно аккуратно.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

В ходе опыта производится нагревание: свечка ставится в кристаллизационную чашу, после нагревания горячие предметы ставятся на керамическую плитку.
Сегодня мы сделали
1
Научились пользоваться ступкой для измельчения и создания однородной массы (гомогенизации) реактивов
2
Создали флуорофоры на основе борной кислоты с добавками флуоресцеина, резорцина и салициловой кислоты
3
Зарядили полученные флуорофоры энергией ультрафиолета и наблюдали остаточное свечение
Сегодня мы узнали
1
Свет - очень широкое понятие. Свет от солнца или от лампочки входит в видимый участок спектра. Инфракрасное излучение мы ощущаем в виде тепла. Ультрафиолет оставляет на нашей коже загар, убивает бактерий и опасен для здоровья, если его много. Радиоволны и космическое излучение - это тоже свет.
2
Свет обладает энергией, и у света разного вида энергия отличается. Свет способен передавать эту энергию молекулам химических веществ, благодаря этому возможны, например, зрение и работа микроволновой печи.
3
Способность вещества поглощать один свет, а испускать другой свет называется флуоресценцией. Флуоресцентные краски обязаны этим свойством особой структуре молекул, напоминающей пружинку. Поглощённый свет сжимает такую “пружину”, а возвращение “пружины” в исходное состояние отдаёт нам энергию в виде света испущенного.
Для детей
Почему небо голубое, а закат - красный? Почему у кого-то глаза карие, а у кого-то голубые? Об этом вы узнаете, прочитав статью “Глаза цвета неба

Для родителей
Какой популярный напиток изначально был средством от малярии? Правда ли, что благодаря русскому учёному стало возможным синтезировать красители практически любого цвета? В чём секрет картины А.И.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”? Можно ли с помощью красителя “покрасить” молекулу? Посмотреть на цвет с химической точки зрения можно, прочитав статью “Принесите людям цвет”.
Для детей
Почему светятся светлячки? 
Иногда свет выделяется в результате химической реакции. Этот процесс называется хемилюминесценция. А иногда реакции хемилюминесценции происходят в живых организмах, их называют биолюминесценцией. Об этих и других видах флуоресценции и люминесценции вы узнаете подробнее из этого видео.
Галилео. Эксперимент. Микроволны
Свет распространяется волнами и несёт в себе энергию. Этот ролик наглядно это продемонстрирует и расскажет, как зажечь лампочку с помощью микроволновой печи (не стоит повторять этот опыт дома!)
Что ты почувствуешь в микроволновке?
Это видео подскажет, как определить скорость света с помощью микроволновой печи и шоколадки.

Для родителей
Люминесценция и фосфоресценция
Это видео познакомит вас с основами люминесценции - процесса поглощения света и переизлучения его в свет, обладающей меньшей энергией - и объяснит принцип действия флуоресцентных красок.
Люминесценция
Серьёзная часовая лекция о люминесценции: о природе свечения, о биолюминесценции, о применении люминесценции в медицине и криминалистике.
Как увидеть радиоволны Wi-Fi?
В этом видео физик Дмитрий Побединский расскажет о радиоволнах, о дальнем и ближнем диапазонах и о том, как можно увидеть радиоволны Wi-Fi.