2 занятие
Ионы
Разбираемся в том, почему при смешении какие-то соли вступают в реакцию, а какие-то нет. Добираемся до самой сути и узнаём про ионы - частицы, из которых состоит любая соль. Экспериментально подтверждаем: соли с одинаковыми ионами вступают в одни и те же реакции, а знание свойств химических веществ помогает установить состав неподписанных реактивов.

Тебе понадобится:
Из стартера:

  1. Поднос серый
  2. Стаканчик с водой
  3. Штатив
  4. Шпатель пластиковый
  5. Шпатель металлический
  6. Маркер чёрный
  7. Подложка на поднос с подсказками #2
  8. Плакат “Химик в посудной лавке" и наклейки к нему


Из пакета #1:

  1. Пенициллинка с сульфатом меди
  2. Пенициллинка с карбонатом натрия
  3. Капельница с аммиаком


Из коробки #2:

  1. Пробирки (6 шт)
  2. Пенициллинка с хлоридом меди
  3. Пенициллинка с сульфатом кобальта
  4. Стакан на 10 мл (3 шт)
  5. Пипетки Пастера (3 шт)
  6. Чашка Петри трёхсекционная
  7. Неподписанные пенициллинки (3 шт)
  8. Зип-лок с наклейками (4 шт - тиосульфат натрия, йодид калия, лимонная кислота и крахмал)
  9. Капельница с перекисью водорода
  10. Перчатки (1 пара)


Дополнительно потребуется

1. Ручка или карандаш
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя.

Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

Аммиак имеет резкий запах. Не вдыхайте его полной грудью. Держите закрытым, если он не используется в конкретном эксперименте.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя.

Работайте в очках и перчатках, избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.

Аммиак имеет резкий запах. Не вдыхайте его полной грудью. Держите закрытым, если он не используется в конкретном эксперименте.
Сегодня мы сделали
1
Провели реакции с солями меди и кобальта и убедились, что реакции с хлоридом меди и сульфатом меди дают одинаковые признаки реакций, отличные от реакций с сульфатом кобальта.
2
Определили вещества в неподписанных пенициллинках, зная их химические свойства.
2
Определили, какие металлы содержатся в неизвестной смеси солей.
Сегодня мы узнали
1
При растворении соли она распадается на частицы - ионов. Узнать, какие ионы образуются при растворении соли, можно из названия вещества. например, при растворении хлорида натрия образуются хлорид-ионы и ионы натрия.
2
Если в растворе встречаются частицы, которые связываются друг с другом очень прочно, то образуется нерастворимая соль (осадок).
3
Растворы солей, содержащих ионы меди, окрашиваются в синий цвет при добавлении аммиака, а в реакциях с карбонатом натрия дают голубой осадок.
4
Химические реакции проводят не только для того, чтобы сделать что-то красивое, полезное или взрывающееся. С помощью химических реакций химики могут узнать, из чего состоит любой объект.
Аналитическая химия - это раздел химии, который занимается изучением состава веществ или смеси веществ.

Качественный анализ отвечает на вопрос: "Какое вещество?" и позволяет установить, какие элементы содержатся в веществе или смеси. В ходе качественного анализа проводится много химических реакций, в результате каждой из которых выделяется газ, выпадает осадок, меняется цвет. Каждый компонент смеси вступает в реакции по-своему, поэтому наблюдаемые признаки химических реакций отличаются. Зная, как вещество реагирует с другими веществами, мы сможем узнать это вещество в смеси по наблюдаемым признакам реакций.

Количественный анализ отвечает на вопрос: "Сколько?" и позволяет установить содержание элемента или вещества в смеси.

Ионы - заряжённые (положительно или отрицательно) частицы, которые образуются при растворении вещества в воде. Положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные - анионами. Не все вещества при растворении образуют ионы (например, сахар при растворении не распадается на ионы).


Вещества, которые использовались в ходе занятия:

Сульфат меди (II). Формула - CuSO4. Другое название - медный купорос. Соль голубого цвета. Состоит из ионов меди и сульфат-ионов. Применяется как удобрение, как фунгицид для предотвращения гниения дерева под действием грибков, как средство для выведения ржавчины, а также в качестве пищевой добавки-консерванта.

Сульфат никеля (II). Формула - NiSO4. Другое название - никелевый купорос. Соль изумрудно-зелёного цвета. Применяется в фунгицидный смесях и в аккумуляторах.

Сульфат марганца (II). Формула - MnSO4. Другое название - марганцевый купорос. Соль бледно-розового цвета. Применяется для получения других солей марганца и в качестве удобрения (марганец необходим растениям в очень малых количествах).

Хлорид железа (III). Формула - FeCl3. Соль коричневого цвета. Применяется в радиотехнике при травлении печатных плат.

Карбонат натрия. Формула - Na2CO3. Другое название - стиральная сода. Соль белого цвета. Используется при создании моющих средств. Обладает щелочной реакцией (об этом подробнее на следующих занятиях).

Тиосульфат натрия. Формула - Na2S2O3. Соль белого цвета. Обесцвечивает раствор йода, используется как фиксаж при проявке плёночных фотографий.

Аммиак. Формула - NH3. Другое название - нашатырный спирт (10%-ный раствор аммиака в воде). Летучее (быстро испаряющееся) вещество с резким запахом.

Жёлтая кровяная соль. Формула - K4[Fe(CN)6]. Другое название - гексацианоферрат (II) калия, калий железистосинеродистый. В реакции с хлоридом железа (III) образует осадок синего цвета, который называют берлинской лазурью.
Для детей
Майк Барфилд
Книга посвящена химическим элементам: где их найти, как и для чего использовать, какие интересные истории с ними связаны. Наглядно и познавательно!
Книга рассказывает о материи и жизни, энергетике и силе, Земле и космосе. В разделе "Материя" ты узнаешь, чем смешение веществ отличается от химической реакции, как устроены молекулы и что такое ионы, а также многое другое об окружающих тебя химических веществах.

Для родителей
Марк Колтун
Лёгкий и интересный экскурс в историю химических открытий и свойств элементов;
Для детей
Ионы металлов меняют цвет пламени

Есть способ отличить металлы, не прибегая к химическим реакциям. Достаточно внести в пламя свечи или горелки раствор или кристалл соли - и по цвету пламени ты узнаешь, какой металл там содержится. Например, соли калия окрашивают пламя в розово-фиолетовый цвет, меди - в сине-зелёный, лития - в красный, натрия - в оранжевый.
Химическая радуга

Для родителей
Что происходит, когда растворяются вещества (На английском языке)