12 занятие
Минералы
Поговорим о том, что такое минералы и как они образуются. Растворим пирит и малахит, проведём качественные реакции на содержащиеся в них металлы. Растворим ракушку и коралл, а полученный при растворение коралла пигмент используем в качестве кислотно-основного индикатора. Обесцветим коралл нагреванием и заставим флюорит светиться.

Тебе понадобится:
Из пакета #12:

  1. Зиплок с малахитом, янтарём, кораллом и флюоритом (по 2 бусины каждого)
  2. Флакон с 5%-ной соляной кислотой
  3. Пенициллинка с жёлтой кровяной солью (1 шт)
  4. Пенициллинка с сульфатом меди (1 шт)
  5. Пенициллинка с карбонатом натрия (1 шт)
  6. Пенициллинка с хлоридом кальция (1 шт)
  7. Пустой пенициллиновый флакон (1 шт)
  8. Морская ракушка (1 шт)
  9. Пипетка Пастера (1 шт)
  10. Перчатки одноразовые нитриловые (1 пара)

То, что использовали ранее:

  1. Стаканы на 10 мл (5 шт)
  2. Пинцет металлический
  3. Шпатель-ложка пластиковый
  4. Шпатель-ложка металлический
  5. Свечка
  6. Плитка керамическая
  7. Промывалка с водой
  8. Флакон 100 мл с соляной кислотой (есть в стартере)

Также в ходе опыта понадобится источник огня (спички или зажигалка).
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

Эксперимент стоит проводить на подносе, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

В ходе опыта будем использовать огонь, работать с ним нужно аккуратно.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

Эксперимент стоит проводить на подносе, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

В ходе опыта будем использовать огонь, работать с ним нужно аккуратно.
Сегодня мы сделали
1
С помощью качественной реакции с жёлтой кровяной солью подтвердили наличие меди в малахите.
2
Растворили карбонат кальция, сходящий в состав ракушки и коралла.
3
Использовали пигмент коралла в качестве кислотно-основного индикатора.
Сегодня мы узнали
1
Минералы представляют из себя вещества с установленной химической формулой, иногда с небольшим количеством примесей. Горная порода - это смесь минералов, и её состав неоднороден и непостоянен.
2
Минералы могут образовываться разными способами. Некоторые минералы образуются из живых организмов, например, коралл. Его основа - скелет коралловых полипов, а цвет объясняется наличием пигментов каратиноидов, сходных по строению с пигментами моркови и других красных растений. Пигменты - это, чаще всего, сложные вещества, которые разрушаются при сильном нагревании. Поэтому при нагревании коралл обесцвечивается.
3
Нагревание некоторых минералов (флюорита, мрамора) может приводить к их свечению из-за наличия в их структуре небольшого количества примесей, которые нарушают структуру кристалла.
Для детей

Для родителей
Статья "Путь к разгадке Кембрийского взрыва". Изучение камней и минералов - это задача не только геологов, но и палеонтологов. Почитайте статью о том, как с помощью окаменелостей учёные по крупицам восстанавливают историю нашей планеты и прослеживают эволюцию живых организмов от бактейрий до динозавров.
Для детей
Откуда взялись полезные ископаемые? Химия минералов и полезных ископаемых (геохимия) напрямую зависит от того, каким путём изучаемые камни образовались - из чего (магмы или живых организмов) и в каких условиях (например, алмазы образуются в условиях высокого давления).

Для родителей
В поисках полезных ископаемых. На Земле очень много полезных ископаемых, но найти и разработать месторождение - это сложная научная и технологическая задача.