15 занятие
Свойства металлов
Продолжим разговор о химии элементов и более подробно обсудим химические свойства металлов. Растворим магний в воде и узнаем, почему его относят к щелочно-земельным элементам. Поговорим про активность металлов, сравним активность магния, цинка и меди, а затем используем это свойство для получения меди из медного купороса.

Тебе понадобится:
Из пакета #15:

  1. Перчатки одноразовые нитриловые (1 пара = 2 шт)
  2. Пенициллиновый флакон с сульфатом меди
  3. Пенициллиновый флакон с хлоридом натрия
  4. Пенициллиновый флакон с магнием
  5. Флакон-капельница 5 мл с раствором фенолфталеина
  6. Флакон-капельница с соляной кислотой
  7. Микропробирка с порошком меди без наклейки
  8. Микропробирка с порошком цинка без наклейки
  9. Микропробирка с гранулами цинка без наклейки
  10. Отрезок алюминиевой фольги 10 см
  11. Пробирки (4 шт)

Из того, что использовали ранее:

  1. Стакан на 25 мл
  2. Стакан на 50 мл
  3. Стеклянная палочка
  4. Шпатель металлический
  5. Шпатель пластиковый
  6. Промывалка с водой
  7. Воронка коническая
  8. Бумажный фильтр
  9. Перекись водорода

Из стартера:

  1. Цилиндр на 50 мл
  2. Ряд активности металлов + наклейки Zn, Cu, Mg
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", зайдите в конференцию заново по ссылке на портале.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Внимательно слушайте ведущего и не торопитесь.

Сегодня мы будем работать с 5%-ным раствором соляной кислоты: обязательно в очках и перчатках. Избегайте попадания реактивов на кожу и слизистые. При попадании промойте проточной водой.
Сегодня мы сделали
1
Получили щёлочь растворением магния в воде, подтвердив щелочную реакцию среды с помощью индикатора - фенолфталеина.
2
Различили металлы по их активности: очень активный магний растворили в воде, цинк - в разбавленной соляной кислоте, медь - в разбавленной соляной кислоте с добавлением перекиси водорода (окислителя).
3
На основе ряда активности металлов получили чистую медь. Для того чтобы алюминий смог вытеснить медь из раствора сульфата меди, добавили хлорид натрия, который способствует разрушению оксидной плёнки на поверхности алюминиевой фольги.
Сегодня мы узнали
1
Большая часть элементов таблицы Менделеева - металлы. Металлы блестят, хорошо проводят тепло и электричество, металлы пластичные и ковкие. Все эти свойства объясняются их кристаллической структурой.
2
Металлы различаются по активности. Некоторые металлы (щелочные и щелочноземельные) растворяются в воде, большая часть металлов растворяется в разбавленных кислотах, а драгоценные металлы растворяются только в концентрированных кислотах и в присутствии окислителей.
3
Более активный металл может вытеснить менее активный металл из раствора его соли. Например, если добавить металлический цинк к сульфату меди, то образуется медь и сульфат цинка.
Для детей
Почему магнитятся магниты? [MinutePhysics]. Кроме металлического блеска, способности проводить электрический ток и тепло, у некоторых металлов есть свойство магнититься. И причина магнетизма также заложена в атомной структуре вещества.
Металлотермия (алюмотермия железа). Выделение менее активных металлов из их соединений с помощью более активных металлов можно проводить не только в растворе, но и из твёрдой руды. Получение железа из оксида железа (соединения железа с кислородом) с помощью алюминия называется алюмотермией. Более активный алюминий забирает у железа кислород, но для этого требуется очень высокая температура. Чаще всего этой температуры достигают за счёт горения магния (поджигают магниевую ленту, смесь алюминия и оксида железа разогревается, начинается реакция, в результате которой смесь разогревается до 3000 °C и получается расплавленное железо).
Галилео. Эксперимент. Магний в кислороде. Магний горит ярким белым пламенем. Ещё 70 лет назад горящий магний использовали в качестве вспышки при создании фотографий.

Для родителей
Как добывают золото. #Научныебои. Весь металл, который мы используем, однажды находился под землёй. Человек добывал руду или обнаруживал самородки, перерабатывал их и получал инструменты, домашнюю утварь и украшения. Но любое месторождение истощается и нужно искать новое. Но любые ли залежи металлов стоит разрабатывать?
Рекомендуем также прочитать статью Шпинат-самозванец. Металлы можно найти не только в полезных ископаемых, они содержатся в качестве микроэлементов в нашем организме. Железо - один из важнейших элементов, оно входит в состав гемоглобина и отвечает за перенос кислорода от лёгких к тканям.