Все реактивы, материалы и инструменты, которые мы даем детям, безопасны для здоровья. Однако, мы просим вас поговорить с ребенком перед занятием и объяснить ему меры предосторожности.
Поговорим о том, откуда всё живое появилось. Познакомимся с понятием первичного бульона и узнаем, как жизнь зародилась на Земле. Перейдем к основным принципам эволюции и подготовимся к изучению биологии: освоим микроскоп, микроскопируем колонии бактерий и выполним несколько лабораторных из вузовского курса микробиологов.
Узнаем, как возник фотосинтез и почему он привел к первому массовому вымиранию на Земле. Поговорим о первых растениях их спорах и эукариотических клетках. А еще выделим хлорофилл и разберемся в устройстве основных производителей кислорода на планете Земля.
Продвигаясь по эволюционному древу, познакомимся с ароморфозом позволившим первой жизни распространится по всей планете — семенем. Поставим над образцами растений эксперименты, узнаем, что влияет на их развитие и почему это целая наука.
Грибы — это не только то, что мы употребляем в пищу. Это огромное царство, в котором сосуществует и не очень благородная плесень, и хорошо знакомый всем белый гриб. Узнаем о строении эукариотической клетки, разберемся в том, кто такие гетеротрофы и разберемся в симбиозе грибов и водорослей.
Поговорим о первых животных. Изучим инфузорию-туфельку и прочие колонии простейших под микроскопом, а потом рассмотрим мельчайших многоклетоных — коловраток. Узнаем, что позволило первым животным — протистам — заселить всю Землю.
Узнаем о том, как возникли сложные системы органов у животных. Изучим строение мидий и проведём препарацию рака. Осмыслим важность возникновения экзоскелета и икры.
Узнаем про первых позвоночных и разбираемся в строении рыб. После этого приступим к определению вида рыбы по строению её чешуи. Сделаем препарирование сельди и изучим строение жаберного аппарата, а заодно поймем, почему внутренний скелет стал таким полезным эволюционным изобретением.
Разберемся в том, какие были предпосылки выхода на сушу первых животных и какие эволюционные адаптации позволили им это сделать. Проведем ряд тестов с живой амфибией и подтвердим теорию на практике.
Сложно освоить всю Землю, если размножаться приходится исключительно в водоемах. Поэтому животные пошли дальше по эволюционному древу и «изобрели» чешую, перья, шерсть и еще множество важных изменений, позволивших расселиться в каждом уголке планеты. Поговорим обо всем этом и проведем несколько опытов, наглядно объясняющих, как устроено яйцо и зачем нужна теплокровность.
Изучим главные особенности млекопитающих и поймем почему представители именно этой группы животных обладают самой сложной нервной системой сегодня. Изучим социальное поведение, поставив опыты на живых крысах.
На основе полученных знаний, выясняем, что привело к появлению человека, и кто был его предком. Откопаем с помощью археологических методов кости древних предков, а потом изучим черепа австралопитека, хомо эректуса и хомо сапиенса. Сделаем сравнение находок и узнаем как развивался мозг.
Подводим итоги всех длительных экспериментов. Закрепляем знания с помощью квеста и получаем диплом за приверженность науке!
Что такое живой организм? Все живое состоит из того же материала, что и неживое — химических элементов. Только соотношение этих элементов особое. Узнаем, что такое C, H, O и N, почему их так много в живом организме, и проведем качественные реакции на углеводы, жиры и белки.
Чем живое отличается от неживого и какие признаки живого есть? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение всего кружка. На занятии разберём один из главных признаков живого - клеточное строение. Самостоятельно изготовим несколько микропрепаратов, окрасим их и изучим под микроскопом.
Любой организм постоянно обменивается с окружающей средой веществами и энергией. Мы можем увидеть, как дышит и питается слон — но как это делают растения или микроорганизмы? Соберём респирометр, с помощью которого измерим, сколько кислорода потребляют разные организмы.
В ходе обмена веществ, или метаболизма, постоянно образуются и расщепляются вещества — такие реакции называются анаболическими и катаболическими. Изучим анаболизм на примере растений и в ходе экспериментов докажем, что в их клетках проходят реакции, образующие крахмал и выделяющие кислород.
Чтобы получить энергию, организму нужно расщепить вещество, поделить сложные молекулы на более простые. А помогают в этом ферменты. Проведем ферментативную реакцию — расщепление крахмала амилазой, и измерим активность амилазы в слюне.
Еще одно очень важное свойство живого - это самовоспроизведение, или размножение. Оно бывает бесполым или половым. Попробуем размножить растения с помощью семян и с помощью вегетативных органов.
Почему дети похожи на родителей? Все дело в наследственности, то есть способности организма передавать свои признаки потомству. А получаем мы эту способность благодаря генам. Выделим молекулы ДНК, разберемся в их строении и поймем как ДНК записывает генетическую информацию.
Чтобы успешно жить в окружающей среде, организмы получают особые приспособления, или адаптации. Именно поэтому у птиц разные клювы, шпорцевая лягушка меняет окраску, а палочник похож на палочку. Разберемся, как организмы приспосабливаются к окружающей среде и какие преимущества им дают адаптации.
Живой организм в начале жизни не похож на самого себя в конце. Дело в количественных изменениях, то есть росте, и качественных — приобретении или утрате разных признаков и способностей. Понаблюдаем за ростом ранее высаженных растений и грибов и изучим препараты пчел и лягушек на разных стадиях развития.
Живому организму важно реагировать на изменения окружающей среды, иначе он очень быстро станет неживым. Делает он это благодаря раздражимости. Изучим это свойство у растений, простейших и многоклеточных животных.
Занятие посвящено факторам среды и их влиянию на развитие организмов. Дети выполняют творческую работу, на тему, как могло бы выглядеть животное в определенных условиях.
Мы разобрали различные свойства живого и процессы, необходимые для поддержания жизни. Но что происходит, когда эти процессы останавливаются? Поговорим об этом, а также о том, возможно ли бессмертие.
Подводим итоги кружка и проводим КВИЗ, в ходе которого начинающие биологи попробуют применить полученные знания и умения.