Мы продолжили обсуждать такое сложное явление, как обмен веществ, и на этот раз говорили о синтезе новых веществ. Разбирались, как и из чего организмы синтезируют нужные им вещества.
Так как это занятие является продолжением большой темы "обмены веществ", мы предлагаем обратиться к тем рекомендациям, которые уже были. Для удобства продублируем их еще раз.
1. Почитать книгу "Живой дом", которую мы вам уже советовали. На этот раз по теме нашего урока будут главы "Что у клетки в меню" и "Борьба с мусором".
4. Самостоятельно поставить эксперимент с дрожжами, как предлагают в этом ролике и подумать, какое вещество поступает в клетки дрожжей, а какое выделяется из клеток?
5. Почитать книгу известного популяризатора науки Ильи Колмановского "Как груша попадает в мозг?", она поможет разобраться в хитрых превращениях еды в организме.
6. Обмен веществ у одноклеточного организма происходит в одной клетке, но у многоклеточных организмов появляются системы органов, ответственные за то, что разные вещества поступали в организм и выводились из него. Разобраться в том, как устроен наш организм поможет книжка Волшебный школьный автобус: внутри человеческого тела.
7. Серия книг "пищевые цепи", поможет соотнести абстрактное понятие "поток веществ и энергии" с тем, как реально устроено на Земле.
9. Для старшеклассников, увлеченных биологией, рекомендуем послушать лекцию "Пищеварительная система человека" из цикла "Обмен веществ" на канале KhanAcademyRussian.
А так же, прочтите заметку о том, как медведи переживают зимнюю спячку. Это напрямую связано с обменом веществ.
Что мы узнали
1
Растения на свету синтезируют глюкозу из углекислого газа и воды. Этот процесс называется фотосинтезом. При этом выделяется кислород.
2
В ходе фотосинтеза энергия солнечного света запасается в виде химических связей.
3
Растение может запасать глюкозу, может использовать ее в качестве источника энергии, а может с помощью дальнейших химических превращений синтезировать из нее необходимые для роста и развития вещества.
Чтомы сделали
1
Увидели, что на свету из растений действительно выделяется газ. Проверить, что это кислород можно с помощью тлеющей лучины.
2
Проверили листья растений, стоявших в темноте и на свету на наличие в них крахмала. Оказалось, что только в листьях, которые были на свету он есть.
На занятии мы приготовили в прозрачной бутылочке раствор минерального удобрения и добавили в него немного водоросли хлореллы. Поставь эту бутылку в освещенное теплое место и открой крышку. Наблюдай за тем, как меняется цвет воды. Не забудь принести свою бутылочку с хлореллой обратно на шестое занятие.