#0
Все реактивы, материалы и инструменты, которые мы даем детям, безопасны для здоровья. Однако, мы просим вас поговорить с ребенком перед занятием и объяснить ему меры предосторожности.
#1
Знакомим ребят друг с другом, с собой и с новым (или уже знакомым) им предметом - физикой. Рассказываем, что изучает. Особенности веществ (их состояний) в мире вокруг нас.
#2
Изучаем новый раздел физики - тепловые явления. Знакомимся с понятием температуры, энергии, наблюдаем за изменением свойств веществ в зависимости от изменения температуры.
#3
Рассказываем о магнетизме, магнитном поле, его особенностях и источниках. О магнитном поле Земли (какую функцию несет, откуда берется) и других планет.
Опыты помогут нам увидеть невидимое в обычных условиях магнитное поле и даже запечатлеть его картину в пространстве на многие года! Ну а на десерт - элементарный пример левитации.
#4
Изучаем связь двух полей: электрического и магнитного. Понимаем их особенности, разбираемся в окружающих явлениях, связанных с комбинацией данных видов полей: телефоны и ноутбуки, металлоискатели, провода. Мастерим простейший электромагнит; прибор, чувствительный к магнитному полю (подобие классического компаса), чтобы воспроизвести современную версию опыта Эрстеда.
#5
Изучаем вид электромагнитных волн - свет. Узнаем о двойственной природе света (корпускулярно-волновой дуализм), источниках света в природе и разнице понятий "свет" и "цвет". Разбираемся в особенностях смешения цветов RGB с помощью самостоятельно собранного диска Ньютона и мастерим камеру обскура.
#6
Изучаем одно из свойств света: способность отражаться от поверхностей. Узнаем о явлении полного внутреннего отражения (увидев собственными глазами) и применении его в оптоволокнах, а также разбираемся, какие зеркала существуют, и где их используют, а также проверяем меткость с помощью зеркал и лазера.
#7
Изучаем свойства света как волны: способность преломляться (диспергировать) и поляризоваться. Узнаем, из-за чего происходит преломление света, где его можно увидеть: радуга, “кровавая” луна, миражи и пр. В ходе опытов “приручаем” радугу, “ломаем” карандаш, обнаруживаем угол полного внутреннего отражения для воды и масла и по-новому смотрим на экраны техники благодаря явлению поляризации.
#8
Знакомимся со следующим видом волн (после электромагнитных) - звуковыми волнами. Разбираемся в природе звука, в причинах слышимых различий. Визуализируем звуковые волны и покоряем их, используя в прикладных целях (игра на бокалах + простейший телефон).
#9
Познакомимся с понятием давления в твердых веществах, жидкостях и газах. Узнаем, от чего оно зависит и как его можно использовать на практике (плавание, полеты, ветра и другое), а также, чем оно опасно.
#10
Разберем, что такое движение, каким бывает (кинематика), от чего зависит (динамика) на примерах относительности движения, равномерного/равноускоренного движения и сил, которые их порождают. С помощью опытов убедимся в существенном влиянии силы сопротивления среды на движущиеся объекты, смоделируем зыбучие пески “наоборот” и научимся снимать эффектное видео/фото движущихся объектов с помощью принципа относительности.
#11
Изучаем движение по окружности: вращение и обращение, а также связанные с этим типом механического движения силы и эффекты. Конструируем модель маятника Фуко и познаем возможности центробежной силы.
#12
Финальное занятие цикла. Узнаем условие равновесия тел, учимся находить центр масс и центр тяжести предметов разной формы, секреты балансировки. В конце - небольшой квиз на пройденный материал и физическую “интуицию”.
#13
Начинаем цикл занятий “Физика в ….”, позволяющий разглядеть физические законы в различных областях наук и жизни человека. Начинаем с ботаники - раздела биологии, посвященном растениям. Узнаем, как растения используют физику в своей жизни: для распространения, развития и комфортного существования при самых разнообразных условиях.
#14
Узнаем, какие тайны хранит Вселенная: скрытая масса и темная материя. Моделируем вращение (галактики/планетные системы), гравитационную линзу и открытый в условиях невесомости эффект Джанибекова.
#15
Знакомимся с наукой геофизикой: разбираемся в причинах появления вулканов, гейзеров землетрясений и цунами, находим самое безопасное место на Земле, изучаем полезные ископаемые и способы их добычи. Моделируем сланцевый способ добычи нефти и собственные колебания Земли.
#16
Исследуем климатообразующие факторы планеты: течения в океанах, узнаем о вкладе Солнца, особенностях климатических поясов. Знакомимся с изменениями климата по циклам Миланковича и узнаем, что такое Земля-снежок. Моделируем конвекционную зону Солнца и делаем настоящую реоскопическую жидкость.
#17
Говорим подробнее об атмосфере: структура, состав, самые интересные и необычные явления. Разбираемся в циклонах и антициклонах, узнаем, что такое серебристые облака и как их увидеть. Создаем область пониженного давления, собственное мини-облако и наблюдаем за влиянием атмосферного давления на примере сообщающихся сосудов.
#18
Разгадываем физические основы работы медицинских приборов, узнаем, какие виды электромагнитного излучения использует медицина, делаем домашнюю модель лазерного микроскопа для проверки домашних жидкостей и стетоскоп, основываясь на способности звуковых волн передаваться на расстоянии сквозь различные материалы.
#19
Узнаем, какую роль играет физика в науке приготовления пищи: в частности, рассмотрим всевозможную термическую обработку продуктов. Вспоминаем фазовые переходы, сублимацию, теплоемкость и теплопроводность. Изучаем основные приемы молекулярной кухни и применяем один из них (желефикация) на практике.
#20
Изучаем методы наблюдательной астрономии: спектрометры, телескопы. Узнаем о сложностях современной астрономии (аберрации). Конструируем собственный телескоп по аналогии с галилеевским и исследуем механику дифракции света на щели и разложения его в спектр.
#21
Рассматриваем основные инженерно-физические приемы, применяемые в архитектуре: уровни (лазерный, отвесный и пузырьковый), распределение давления, звуко- и теплоизоляция. Собираем мост Леонардо да Винчи, сперва изучив виды мостов. Узнаем, какие башни еще “падают” помимо знаменитой Пизанской.
#22
Узнаем нюансы, возникающие на стыке двух главных естественных наук: Физики и Химии (как понять, где закончилась физика, а началась химия, и наоборот?). Разбираем химические процессы: эндо- и экзотермические реакции, люминесценция - которые имеют физические проявления. Узнаем, зачем нужны вытяжные шкафы и термоустойчивая лабораторная посуда.
#23
Ищем физику в различных областях искусства (классическом и современном): изобразительном, кино и фотографии, скульптуре и музыке.
#24
Терморегуляция, дифракция, гидрофобность - все эти сложные слова и явления животные научились использовать задолго до того, как человек их открыл и объяснил. Узнаем, почему кенгуру так хорошо прыгает, зачем собаки высовывают языки и холодно ли полярным медведям зимой.