10 занятие
Механическое движение
Разберем, что такое движение, каким бывает (кинематика), от чего зависит (динамика) на примерах относительности движения, равномерного/равноускоренного движения и сил, которые их порождают. С помощью опытов убедимся в существенном влиянии силы сопротивления среды на движущиеся объекты, смоделируем зыбучие пески “наоборот” и научимся снимать эффектное видео/фото движущихся объектов с помощью принципа относительности.

Тебе понадобится:

  1. Шарики: металлический и стеклянный
  2. Ажурная металлическая бусина
  3. Стакан 250 мл, наполненный водой (до отметки 250 мл)
  4. Песок
  5. Пинцет

Дополнительно понадобится:

  1. Салфетка бумажная
  2. Телефон со способностью снимать в замедленном режиме (slow motion)
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Все опыты можно проводить только на белом резиновом коврике, который есть в наборе. Его необходимо разместить на столе.

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Все опыты можно проводить только на белом резиновом коврике, который есть в наборе. Его необходимо разместить на столе.

Не светим лазером в глаза человека/животного.

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom "вылетает", подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.
ВСПОМНИТЬ
ПОЧИТАТЬ
ПОСМОТРЕТЬ
Сегодня мы сделали
1
Воссоздали эффект зыбучих песков “наоборот”, используя силу Архимеда.
2
Наглядно продемонстрировали принцип относительности с помощью упражнения для глаз и научились снимать динамичные кадры движущихся объектов с его использованием.
3
Сравнивали скорость утопления объектов разных форм и масс для изучения зависимости от данных параметров силы сопротивления среды.
Сегодня мы узнали
1
Что такое механическое движение и принцип относительности Галилея на наглядных примерах (движение Солнечной системы во Вселенной, “перевернутая” Луна на противоположном полушарии Земли, подъем против движения эскалатора и пр.).
2
Какие виды движения бывают (равномерное/ускоренное, прямолинейное/криволинейное).
3
Что такое красное смещение в астрономии, как его используют и какой самый старый (удаленный) объект во Вселенной.
4
Что такое сила сопротивления, как она сказывается на движении тел, от чего зависит, и как ее преодолеть (минимизировать влияние).
5
Где встречаются зыбучие пески (вид уже знакомой нам неньютоновской жидкости), чем они опасны.
Для родителей
Предыстория законов динамики в лице раздумий Галилео Галилея.
Для детей
Интересные факты о зыбучих песках в истории, в современном мире и подробное объяснение их физической природы в видео:
Видео более продвинутым языком о причинах движения, изученных на занятии:
О самой старой галактике во Вселенной и ее свете, который доходит до нас сквозь 13 миллиардов лет:

Для родителей
О космических масштабах красного смещения (эффекта Доплера) на примере простого земного эксперимента: