Все реактивы, материалы и инструменты, которые мы даем детям, безопасны для здоровья. Однако, мы просим вас поговорить с ребенком перед занятием и объяснить ему меры предосторожности.
Знакомимся с химическим оборудованием и техникой безопасности: зачем нужны перчатки, как можно нюхать вещества и как нельзя. Обсудим, чем вообще занимаются химики, в чём отличие физических и химических явлений. После приступим к опытам и разберёмся с признаками химических реакций. Для этого проведём реакции с выпадением осадка, изменением цвета, выделением газа и тепла!
Попробуем понять, как устроен атом и почему в нашей Вселенной возможны химические реакции. Познакомимся с таблицей Менделеева, а также разберёмся с типами химических реакций. А чтобы подтвердить теорию практикой, проведем реакции разных типов, а также разделим смесь, чтобы улучшить лабораторные навыки.
Познакомимся с понятиями простых и сложных веществ и перейдём к изучению металлов и неметаллов. Рассмотрим ряд активности металлов, а также изучим активность неметаллов. На практике расставим металлы в порядке их активности при реакции с водой, кислотой и перекисью водорода. Для изучения свойств неметаллов получим йод и определим содержание крахмала в овсянке.
Продолжим структурировать знания об ионах, разберёмся в классификации неорганических веществ и в том, что делает кислоту кислотой. Проверим, в какие реакции вступают кислоты, проведёем эксперименты с индикаторами, дадим определение рН, и изготовим самодельный индикатор.
Изучим новые классы соединений – оксиды и соли, а также на их примере разберёемся в понятии растворимости. Обсудим, для чего используются растворимые вещества, а для чего нерастворимые. На практике получим растворимые и нерастворимые оксиды и соли, нерастворимые отфильтруем и сделаем из них краски, используя полученные вещества в качестве пигментов.

Продолжим работу с понятием растворимости и изучим таблицу растворимости. Чтобы закрепить знания по неорганической химии, каждый участник получит задание синтезировать нерастворимое вещество, а как его изготовить, ребятам нужно будет понять самим. Синтезированный осадок нужно будет представить нашему ведущему и рассказать, по какой методике он был получен. В конце занятия повторим пройденные темы и закрепим полученные знания.
Разберемся с тем, чем занимается аналитическая химия. Узнаем, что такое качественный анализ и где его можно использовать. Научимся проводить качественный анализ и работать с аналитической картой, а после самостоятельно определим состав неизвестного порошка, используя полученные знания.
Продолжим изучение аналитической химии, познакомимся с количественным анализом, и методами, которые используют для установления количества компонентов. На практике будем использовать метод количественного анализа – титрование. Вооружившись бюретками, установим концентрацию кислоты в растворе у ведущего, а затем узнаем концентрацию кислоты в яблочном соке.
Изучим природу углеродных связей и узнаем, что на самом деле кроме неорганических соединений существует большая группа органических веществ. Подробнее остановимся на синтетических полимерных веществах. Разберём способы получения разных пластмасс, проведём качественную реакцию на вид пластика, а также сделаем свой собственный полимер и образец резины. Поймём, что химия делает нашу жизнь комфортнее и проще.
Узнаем, из чего мы состоим, и поговорим о том, что мы едим. Разберёмся, что такое белки, жиры и углеводы с химической точки зрения. Проведём качественную реакцию на белки и определим наличие белков в продуктах. Сделаем омыление жиров и создадим реактив на углеводы. Проверим наличие глюкозы в огурце.
Поговорим о химии и нашем здоровье. Разберёмся в видах витаминов, в важности правильной дозировки и в том, почему потреблять витамин С нужно в гораздо больших количествах, чем другие. Проведём качественные реакции на витамины, а также определим количество витамина С в яблоке.
Узнаем про новый раздел химии и обсудим, чем он занимается. Разберёмся с тем, почему одни реакции идут быстрее других и как их можно ускорять. На практике познакомимся с зависимостью скорости реакции от концентрации и зажжём химический свет, используя катализатор для окисления люминола.
Обсудим с ребятами, как делаются исследовательские работы и в чем заключается работа учёных. Сделаем маленькое исследование в области гальванических элементов, выдвинув гипотезу и проверив еёе экспериментом. Также проведём итоговую викторину по пройденным темам.
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.
Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Научимся работать с разнообразной химической посудой, чтобы чувствовать себя уверенно в лаборатории. Узнаем, зачем нужна периодическая таблица элементов и в чем ее главный смысл.
Начнем с самого первого элемента таблицы — водорода. Разберемся, как можно получить водород в лабораторных условиях (и, конечно, тут же получим его). Узнаем, как этот элемент производят в промышленных масштабах и для чего.
Вспомним, что такое щелочи и индикаторы. Научимся по цвету пламени определять металл. С помощью щелочи произведем омыление жира и разберемся, что такое поверхностно-активные вещества. Сделаем мелок и заберем его домой.
Разберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.
Выясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.
Всем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.
Кислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.
Разберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.
Почему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.
Самый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальте и никеле, герое суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.
В честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.
Подведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.
Химический фестиваль.