3 занятие
Память
Узнаем какие виды памяти бывают и как они устроены на молекулярном уровне. Проследим все стадии эксперимента по изучению механизмов формирования памяти на мышах: проанализируем поведенческий эксперимент, приготовим срезы мозга и посмотрим на них экспрессию белков с флуоресцентной меткой.

Тебе понадобится:
  1. Фонарик брелок с лазерной указкой (проверить наличие батареек).
  2. Фольга и обеззоленные фильтры из конверта
  3. Зиплок #2
  • макет мыши,
  • шприц,
  • пенициллиновый флакон,
  • 2 эппендорфа,
  • перчатки,
  • ножницы маникюрные,
  • скальпель,
  • криопробирка,
  • покровное стекло,
  • пинцет,
  • пипетка пастера 0,5 мл
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Подключайся к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы тебе хорошо было видно презентацию и действия ведущего.

Убедись, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Подготовь рабочее место: убери все лишнее со стола, застели его пленкой или бумагой.

Размести веб-камеру так, чтобы было видно твое лицо, и твое рабочее место.

Если во время занятия прервется соединение и Zoom “вылетит”, подключись к конференции заново по ссылке на портале.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom “вылетает”, подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

Сегодня мы сделали
1
Проверили на себе точность кривой забывания Эббингауза.
2
Потренировались в использовании мнемонических приемов.
3
Проследили все стадии эксперимента по изучению механизмов формирования памяти на мышах: проанализировали обучение в сложном лабиринте, извлекли мозг и приготовили срезы, провели гистохимическое окрашивание срезов и посмотрели на них экспрессию белка с-foc, который появляется в клетках, участвовавших в запоминании.
Сегодня мы узнали
1
Что бывает четыре вида обучения: суммация, долговременная потенциация, импринтинг и ассоциативное обучение.
2
В основе любого обучения лежит модификация синапосов. То есть синапсы, которые находятся по дороге передачи нервного импульса, начинают вырабатывать больше медиатора, а рецепторы в этих синапсах становятся более многочисленными.
3
Память можно изучать с помощью разных методов: поведенческих экспериментов, электрофизиологических и биохимических методов.
Что можно сделать самостоятельно:

  1. Посмотреть лекцию профессора Вячеслава Дубынина “Мозговые центры обучения и памяти”.
  2. Посмотреть позавательные ролики с канала Научпок Как работает наша память? и Может ли закончится наша память?”.
  3. Посмотреть документальный фильм про ученого Конрада Лоренца, описавшего импринтинг Конрад Лоренц - гусиный отец”.
  4. Подробнее узнать об этологии - науке о поведении животных, можно из первых уст,  прочитав книгу Конрада Лоренца Год серого гуся”.
  5. Посмотреть художественный фильм, основанный на реальных событиях Расправь крылья”.
  6. Почитать книгу Аси Казанцевой Мозг материален, в которой очень понятно описаны разные эксперименты по изучению мозга и памяти.
  1. Суммация - слияние эффектов ряда стимулов, быстро следующих друг за другом (временная суммация) или одновременно в нескольких местах (пространственная суммация), возникающих в возбудимых образованиях (рецепторах, нервных клетках, мышцах).
  2. Долговременная потенциация  - это усиление синаптической передачи между двумя нейронами, сохраняющееся на протяжении длительного времени после воздействия на синаптический проводящий путь.
  3. Импринтинг - специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.
  4. Ассоциативное обучение - обучение при котором устанавливается связь или связь между двумя или более явлениями.
  5. Гиппокамп  - структура мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и пространственной памяти.
  6. Синаптическая пластичность - возможность синапса изменяться, увеличивать или уменьшать свою проводимость. Лежит в основе процессов запоминания и забывания.