1 занятие
Анатомия нервной системы
На первом занятии мы поговорим о строении нервной системы, органах чувств и базовых принципах работы нейронов. Сделаем свою модель мозга и изучим работу собственных рецепторов.

Тебе понадобится:
Зип-лок #1:
  1. Одноразовый стакан
  2. Палочка деревянная
  3. Силиконовая форма “мозг”
  4. Зиплок с гипсом
  5. Деревянное основание
  6. Шпажка
  7. Кисточка
  8. Краски (3 цвета)
Из конверта:
  1. Бланк “Сенсорный гомункулус”
  2. Пластиковая карточка с зубчиками “Сенсорный гомункулус”.
А также мерный контейнер (100 мл) и баночки с ватой (6 шт).
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Подключайся к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы тебе хорошо было видно презентацию и действия ведущего.

Убедись, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Подготовь рабочее место: убери все лишнее со стола, застели его пленкой или бумагой.

Размести веб-камеру так, чтобы было видно твое лицо, и твое рабочее место.

Если во время занятия прервется соединение и Zoom “вылетит”, подключись к конференции заново по ссылке на портале.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom “вылетает”, подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

Сегодня мы сделали
1
Отлили из гипса собственную модель больших полушарий головного мозга и цветом обозначили на ней разные функциональные зоны.
2
Посмотрели с какой плотностью на разных участках тела расположены рецепторы давления и создали собственного гомункулуса;
3
Узнали границы диапазона слухового восприятия.
4
Проверили чуткость своего обоняния.
5
Посмотрели, как выглядят тесты для оценки цветовосприятия и разобрались с иллюзиями цветовосприятия.
Сегодня мы узнали
1
Основы строения нервной системы человека.
2
Как работают сенсорные системы и где формируется представление об окружающем нас мире.
3
Как возникают иллюзии.
Что можно сделать самостоятельно:

  1. Изучить разные оптические иллюзии и феномены. Начать можно с подборки на сайте факультета психологии МГУ.
  2. Создать свои иллюзии. Проще всего начать с иллюзий восприятия глубины и зрительных искажений. Посмотреть, как их нарисовать, можно тут.
  3. Повторить опыт с построением сенсорного гомункулуса с кем-то из друзей или родственников. Ввести результаты исследования и построить гомункулуса можно на этом сайте.
  4. Сделать свою памятку-плакат - раскрасить и подписать структуры мозга на этом рисунке.
  5. Самостоятельно поставить небольшой эксперимент Вкус без запаха: сможете ли вы отличить картофель от яблока?”.
  6. Посмотреть выпуски передачи Галилео Эксперимент: зрительная иллюзия  и Эксперимент. Оптическая иллюзия”.
  7. Посмотреть небольшой видео-урок от Khan Academy Анатомия нейрона
  8. Посмотреть лекцию профессора Вячеслава Дубынина Мозг и сенсорные системы
  9. Посмотреть интервью с Евгением Плисовым Все о том, как мы узнаем вкусы и запахи
  10. Начать смотреть научно-популярный сериал от National Geographic Brain Games
  1. Нейрон - структурно-функциональная единица нервной системы.
  2. Аксон - длинный цилиндрический отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.
  3. Дендрит - разветвленный отросток нейрона, который получает информацию через химические (или электрические) синапсы от аксонов (или дендритов и сомы) других нейронов и передаёт её через электрический сигнал телу нейрона.
  4. Синапс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками.
  5. Центральная нервная система - основная часть нервной системы человека. Она состоит из двух отделов: головного мозга и спинного мозга.
  6. Периферическая нервная система - условно выделяемая часть нервной системы, находящаяся за пределами головного и спинного мозга. Она соединяет центральную нервную систему с органами тела.
  7. Рецептор - специальные чувствительные образования, которые обеспечивают превращение стимулов внешней или внутренней среды (раздражителей) в нервный импульс.
  8. Орган чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира.
  9. Анализатор или сенсорная система - это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит трех отделов: из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.