4 занятие
Зачем они это делают
Завершим курс важной темой: конфликтом человека с целой группой людей. Что делать, если против тебя ополчились все? Разберемся в причинах и последствиях буллинга, поговорим о том, как его предотвратить или не стать невольным участником, самое важное: как помочь человеку, который оказался в такой ситуации.
Что сделали:
1
На этом занятии у нас была одна большая практика – мы вместе с ребятами разработали список рекомендаций для жертв буллинга. В рамках этого упражнения мы разбились на небольшие группы, в которых каждый мог высказаться и предложить свои идеи. После этого у нас было общее обсуждение, где мы составили большой список советов.
Что мы узнали:
1
Поговорили о том, какие бывают конфликты в группах. Можно разделить их на три большие категории: межличностные (конфликты один против другого), внутригрупповые и межгрупповые.

Внутригрупповые конфликты – это конфликты, возникающие внутри одной группы людей (внутри класса, школы, семьи, кружка) Межгрупповые конфликты – это конфликты, возникающие между двумя и более группами людей (между двумя классами, например).

Внутригрупповые конфликты можно разделить еще на две категории: конфликты личность-группа (пример: учитель придирается к классу, мальчик ругается со всем классом, девочка пришла поздно домой и ее отчитывают родители) и конфликты мини-группы с мини-группой (наверняка у вас в классе есть компании по 3-5 человек, вот это и есть мини-группы, между которыми могут возникать конфликты).
2
Узнали, что у таких конфликтов есть свои особенные причины:

Несовпадение реального статуса человека в группе и его представления о своем положении (человек считает себя лидером, но никто его не поддерживает);
Нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы ;
Неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели;
Ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, жизненным правилам другого (других);
Расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
Личная неприязнь одного члена группы к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
Зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении, члена той же группы;
Желание одного члена группы получить более высокий статус в группе (занять место лидера, которое уже занято);
Психологическая несовместимость двух или нескольких членов данной группы.
3
Обсудили явление буллинга. Буллинг – агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Выяснили мотивы, побуждающие травящих начинать буллинг (неприязнь к члену группы, всевозможные отличия (внешность, национальность, вероисповедание), слабость, независимость, борьба за власть внутри коллектива) и порассуждали о том, как с буллингом справляться (не бояться попросить помощи у взрослых, сохранять спокойствие, учиться стоять за себя).
Для детей
Русе Лагеркранц «Моё сердце прыгает и смеётся»
Для родителей
Наталья Цымбаленко “Буллинг. Как остановить травлю ребенка”, также есть статья автора