2 занятие
Как нам сотрудничать
Конфликт часто сопровождается эмоциями. Узнаем, как не дать им управлять нашими действиями и словами. Обсудим, что делать, если эмоции нас уже захлестнули, и как помочь другому, если он не справляется со своими чувствами. А также поговорим о том, что эмоции не только мешают, но и помогают нам договариваться, и потренируемся правильно их использовать.
Что сделали:
1
Обсудили домашнее задание.
2
Разобрались на примере кейсов как даже в самом запущенном конфликте найти дорогу к сотрудничеству.
3
Узнали о техниках совладания с эмоциями и применили их на себе, чтобы затем уметь в конфликте успокоить разбушевавшиеся чувства.
4
Научились правильно начинать конфликты (не лезть на рожон, а уметь вовремя сказать о том, что нас не устраивает!) так, чтобы не перейти в перепалку и свести к минимуму негативные эмоции.
Что мы узнали:
1
Мы узнали какие способы совладания с конфликтами существуют. Их выделяют пять: уход, приспособление, принуждение второй стороны, компромисс и сотрудничество. В разных ситуациях продуктивными являются разные из них, но самым лучшим считается сотрудничество.
2
Поняли, что важнейший шаг к разрешению конфликта – это умение справляться со своими эмоциями, ведь часто, когда мы ругаемся, в нас кипят самые разные эмоции. Обсудили подробный план действий на такой случай:
  1. определить, кто сейчас руководит ситуацией – я или моя эмоция. Если у руля стоит эмоция, дать себе время выдохнуть, чтобы подойти к конфликту с холодной головой.
  2. определить, что я сейчас чувствую: злость, обиду, досаду? Назвать эту эмоцию для себя.
  3. определить функцию этой эмоции. Эмоция – это сигнал, который мы получаем в ответ на какую-то ситуацию, и при понимании, на что именно мы отреагировали злостью или грустью, мы сможем лучше аргументировать свою позицию
  4. определить, насколько выражение эмоции поможет в решении ситуации. Если эмоции диктуют вам что делать, не следует идти у них на поводу. Говорить про эмоции своему оппоненту стоит в том случае, если эта информация поможет ему лучше понять вас, а не для того, чтобы задеть его или обвинить. Объяснение своих чувств может дать понять противоположной стороне что вас задело и почему.
3
Ответили на сложный вопрос – нужно ли начинать конфликт и если нужно, то как это сделать правильно? И да, иногда конфликт нужно начать, иначе он будет тлеть, его участники будут копить негатив, и он взорвется в самый неожиданный момент. Самое важное, когда мы начинаем конфликт, мы используем схему “поведение – последствия – реакция” для разговора с противоположной стороной. То есть мы говорим о том, какое поведение нас задевает или нам мешает, почему конкретно оно так на вас влияет и что вы чувствуете по этому поводу.
Вспомнить последнюю конфликтную ситуацию, проанализировать ее.
  1. Какой способ совладания с конфликтом я выбрал?
  2. Какого результата ты добился? Как ты считаешь, конфликт был разрешен?
  3. Что можно было бы сделать лучше из того, на что ты мог повлиять?
Для детей
Седрик Рамадье “Моя книжка злится”
Ульева Елена “Как подружиться с эмоциями?”
Для родителей
Сьюзен Девид “Эмоциональная гибкость”
Юлия Дремин “Почему я так реагирую? Причины и польза эмоций”