1 занятие
Что такое конфликт
Для начала изучим конфликт с научной точки зрения: из чего состоит, чем отличается от других ситуаций и как в нем ведут себя разные люди. Разберем стратегии совладания с конфликтами и обсудим, какие из них приводят к продуктивному разрешению. А в конце попробуем применить эти стратегии на практике.
Что сделали:
1
Познакомились друг с другом, узнали о каждом члене группы побольше, договорились о правилах взаимодействия.
2
Много рассуждали о конфликтах, слушали мнения друг друга по разным вопросам и старались прийти к общему пониманию.
3
Взяли ситуации и разобрались, почему одни из них являются конфликтами, а другие – нет.
4
Посмотрели отрывки из мультфильмов и поняли на их примере, почему в нашей жизни появляются конфликты, по каким причинам.
Что мы узнали:
1
Что такое конфликт, как его определяют психологи, какие у конфликта есть признаки, которые помогают отличить его от других ситуаций общения.
2
Зачем нужны конфликты. Оказывается, у них есть очень важные функции, которые помогают нам общаться друг с другом лучше! Такими функциями являются:
1) Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе.
2) Конфликт является формой разрешения противоречий.
3) Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
4) Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию.
5) Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности.
6) Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач.
7) Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.
8) Конфликт может служить средством возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.
3
Конфликты возникают по очень разным причинам, которые нередко сложно предсказать. В основном конфликты возникают, когда мы не слышим или неправильно понимаем друг друга, из-за различий в наших взглядах, ценностях, целях, жизненном опыте или из-за невозможности распределить ресурсы равномерно между всеми сторонами.
Для 11-13 лет:
Дополните комикс двумя ответами так, чтобы был:
Один ответ, который может стать причиной возникновения конфликта
Один ответ, который не даст конфликту развиться
Почему вы решили, что именно такой ответ даст такой результат?

Для 14-16 лет:
Вспомните несколько последних конфликтов, в которых ты участвовал или которые ты видел. Напиши, по какой из причин он возник (ограниченность количества ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере общения и жизненном опыте, неудовлетворительная коммуникация). Как с этим конфликтом справились?
Для детей
Т. Аппельгрен, С. Саволайнен «Веста-Линнея и мама-монстр».
Для родителей
Р. Вердербер, К. Вердербер “Психология общения”, глава 8, параграф “Конфликт”
Ю. Б. Гиппенрейтер “Чувства и конфликты”
Ю. Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”, урок 8 “Как разрешать конфликты”