9 занятие
Обработка данных
Друзья, здравствуйте.

На девятом занятии наши юные исследователи коснулись области царицы наук - математики, а точнее той её части, которая наиболее часто используется психологами - математическая статистика. Разобрались в том, что делать с цифрами, полученными в тестах и опросниках, как выбираются участники для исследований, а также в том, как наглядно отображать полученные результаты на графиках.
Сегодня мы сделали
1
Подобрали статистические методы под разные исследовательские задачи. Например:
“Вы - школьный психолог, которому поступила жалоба от родителя ребёнка, получившего двойку на экзамене. Жалоба состояла в том, что экзамен сделали крайне сложным и, по словам её сына, большинство учащихся получили неудовлетворительные отметки.  Вы собрали данные об оценках всех, кто сдавал экзамен. Необходимо выяснить, правда ли, что большинство учеников сдаёт этот экзамен на неудовлетворительный балл. Какую величину необходимо вычислить: моду, медиану или среднее арифметическое?”
2
Подключили критическое мышление и научились распознавать хитрости в графиках, с помощью которых недобросовестные авторы могу манипулировать впечатлением людей.
Сегодня мы узнали
1
Целью исследования является, как правило, изучение большой группы людей. Однако участвует в исследовании только часть этой группы - выборка. А всю группу людей, о которых делают вывод называют генеральной совокупностью. Выборка должна быть репрезентативной то есть похожей на генеральную совокупность.
2
Чтобы описать полученные в исследовании данные мы можем рассчитать моду, медиану или среднее арифметическое. Мода - это значение, которое встречается чаще всего. А медиана представляет собой число в середине упорядоченного ряда.
3
Чтобы наглядно представить данные, мы можем построить график: график распределения, на котором отмечается, сколько человек имеют тот или иной признак; круговую диаграмму; или график рассеивания, который позволяет отразить два свойства и их связь между собой.
А. Богачев
Крайне прикладная книга об инфографике – искусстве доносить информацию в виде таблиц, схем и графиков – со множество наглядных примеров и прямых инструкций к действию. Поможет в жизни и детям, и взрослым, которые хотят делать свои презентации яркими, понятными для зрителя и срывать овации после своих публичных выступлений, даже если их темы бывают очень сложными и скучными.
В. Савельев
Эта книга - крайне ценная рекомендация для всех, кто в рамках учёбы или работы сталкивается с необходимостью понять, как работает математическая статистика. Материал преподносится в шуточном и доступном виде, с множеством полезных иллюстраций и примеров о котиках, пёсиках и слониках.
Видео “Распределение в статистике за 5 минут”

Это видео для тех, кто не до конца разобрался в том, откуда вообще берутся графики, но кто хочет в этом всё-таки разобраться. Ещё раз простым языком и на понятных примерах объясняется, что такое распределение и как оно строится. Но и для тех, кто вроде во всём разобрался, будет полезным повторить и узнать кое-то новое.

Видео “Нормальное распределение за 6 минут”

Ещё раз коротко и чётко о том, что же такое нормальное распределение и почему оно настолько важно для статистики в целом и для психологов в частности. Отлично подойдёт для тех, кто хотел бы закрепить знания, полученные на занятии.
Видео “Математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение”

Видео, в названии которого много сложных слов, которые так и не прозвучали на нашем занятии, но также важны для понимания основ статистики и точно пригодятся тем, кто заинтересовался этой темой. А может кому-то именно это видео с наглядными примерами и юмором, с которым записано это видео, поможет заинтересоваться.