8 занятие
Опросник и исследователи
Друзья, здравствуйте.

На восьмом занятии мы глубже погрузились в мир опросников и были уже не просто респондентами, а исследователями – изучали с помощью опросников значимость различных ценностей для участников нашей группы.
Сегодня мы сделали
1
В исследовательских командах сформулировали свои вопросы для опросника, направленного на выявление уровня значимости ценностей: ценности здоровья и ценности денег. Провели опрос внутри другой группы, обработали полученные результаты.
2
Графически отобразили полученные данные на плакатах и выступили с результатами своего исследования на нашей мини-конференции.
Сегодня мы узнали
1
Опросник – это не просто список вопросов. Как и любая другая психологическая методика, он включает фазу адаптации, основную фазу - содержательную, и фазу выхода из ситуации опроса.
2
Опросник должен начинаться со вступительных слов: обращение, благодарность, информация об исследовании и конфиденциальности данных, а также может включать согласие респондента на участие, вопросы-фильтры, вопросы на установление контакта и на выяснение мотивации.
3
Вопросы для исследования должны соответствовать нескольким требованиям. Они должны быть понятными – не содержать незнакомой респондентам лексики, и однозначными – суть вопроса и суть ответа должны быть поняты респондентом и исследователем однозначно и одинаково. Помимо этого, в вопросе должны быть обозначены чёткие рамки соотнесения (Пример плохого вопроса: “Вы много зарабатываете?”)
Статья на ПостНауке
В статье описано, пожалуй, самое масштабное всемирное исследование ценностей Рональда Инглхарта. На занятии мы составляли опросники для измерения значимости определённых ценностей у участников нашей группы, а это исследование - пример схожего исследования но во много раз крупнее. Всегда полезно взглянуть, какого уровня можно достичь, развиваясь в определённой области.
Видео “Большая пятёрка черт личности”

В продолжение темы о личностных чертах, которые можно исследовать с помощью опросника, предлагаем посмотреть видео о так называемой “большой пятёрке” черт. Можно ли составить портрет человека, описав всего 5 аспектов его характера? Некоторые учёные считали, что вполне, и какие именно 5 характеристик были для этого выбраны - рассказано в этом видео.
Видео “Какой у вас тип личности?”

К сожалению, пятиминутное видео не сможет дать ответ на поставленный вопрос, ведь исследование личности – дело серьёзное. Однако в этом видео доступным языком объясняется, откуда пришла в психологию идея типологии личности и что современная наука “думает” об идее поделить все личности на типы.
Ted-talk “Наши ценности формируют пространство”

На занятии мы исследовали значимость различных ценностей для нас самих. В этом видео рассказ не психолога, а директора парка Маяковского в Москве, который показывает пример, в каких сферах можно применять на практике понимание человеческих ценностей.
Пройти онлайн “Портретный ценностный опросник” Ш. Шварца.

Те, кто заинтересовался на занятии исследованием ценностей, могут самостоятельно пройти онлайн-опросник одного из ведущих в мире учёных, занимающихся изучением ценностей. И сравнить результаты опросника с вашими представлениями о ваших ценностях.