7 занятие
Опросник и респонденты
Друзья, здравствуйте.

На седьмом занятии кружка по психологии мы познакомились с опросниками как методом психологического исследования. Мы побывали в роли респондентов, сами прошли опросники, обработали их результаты, проанализировали их и исследовали с их помощью самих себя. Однако на следующем занятии нам предстоит попробовать себя в роли психологов - самим составить вопросы и представить публике результаты своего исследования.
Сегодня мы сделали
1
Прошли два опросника в роли респондентов, исследуя в себе следующие личностные черты: склонность к эмоциональному отклику и тревожность в разных сферах жизни (в области школы, самооценки, общения и аномальных явлений). Обсудили полученные результаты.
2
Самостоятельно обработали результаты опросников, научились различать виды вопросов, а также считать баллы, полученные в дихотомических вопросах и вопроса-шкалах, учитывая прямые и обратные пункты.
Сегодня мы узнали
1
Опросник - это любая методика с вопросами, на которые респонденту нужно ответить, или же утверждениями, с которыми он должен согласиться или не согласиться. С помощью опросников можно исследовать личностные черты, мотивы, ценности, самооценку и другие психологические свойства.
2
В опроснике могут встретиться открытые или дихотомические вопросы, вопросы в виде шкалы или в виде “меню”. Все вопросы можно также поделить на прямые и обратные. Прямыми называют вопросы или утверждения, положительные ответы на которые свидетельствуют в пользу измеряемой черты. А обратные - наоборот.
3
Опросники могут содержать в себе несколько шкал - измерять несколько личностных черт сразу или несколько аспектов одной черты. Существуют также служебные шкалы, например “шкала социальной желательности”, с помощью которой можно проверить, честно ли человек отвечает на вопросы опросника или стремится показать себя в лучшем свете.
Ю.Б. Гиппенрейтер
На этом занятии мы много говорили о разных чертах личности, характера, типах личности. Для всех, кому интересна эта тема, крайне рекомендуется прочесть книгу одного из самых известных российских психологов. В книге Юлия Борисовна не просто описывает, какие типы характеров встречаются, но и рассуждает о том, что делать, если характеры “не сходятся”.
Дж. Шеннон
Одной из личностных черт, о которой мы подробно говорили на занятии, стала тревожность. Для всех, кто недоволен результатом, полученным в опроснике, или просто хотел бы глубже разобраться в этой теме, рекомендуется этак книга, написанная специально для подростков.
Р. Лихи
Взрослым и старшим подросткам почитать:
Если вам не безразлична тема тревожности, но вы в поисках литературы посерьёзнее, рекомендуем обратить внимание на широко известную книгу Р. Лихи, которая поможет понять тревогу и изучить способы совладания с ней.
Видео “Как понять, что вы эмпат?”

Другое человеческое свойство, которое мы подробно обсуждали - склонность к эмпатии, эмоциональному отклику. Если вы не согласны с результатом, полученным в опроснике, то можете посмотреть это видео и ещё раз взглянуть на себя со стороны склонности к сопереживанию.
Подкаст “Психфак”. Выпуск “Экстраверты и интроверты: кто есть кто?”

На занятии мы также затронули тему типологий и попытки разделить всех людей на экстравертов, интровертов и амбивертов. В этом подкасте на простых жизненных примерах объясняется разница: в чём именно суть различий между экстравертами и интровертами и откуда к нам пришли эти понятия. А также здесь вы найдёте ответы на простые вопросы “Может ли интроверт быть душой компании и рубахой-парнем?” или “Всегда ли экстраверт будет любителем тусовок и активного общения?”