5 занятие
Беседа: о чём говорить
Друзья, здравствуйте.

Освоив на предыдущем занятии тонкости ведения беседы, мы подобрались к самому важному - о чём спрашивать собеседника и как эти вопросы формулировать. На 5ом занятии мы попробовали себя в роли UX-исследователей и провели интервью, чтобы проверить собственную гипотезу о сервисе, необходимом современным школьникам.
Сегодня мы сделали
1
Провели эксперимент со сбором подробных данных и научились задавать вопросы от общего к частному так, чтобы не ограничивать собеседника при ответах и собирать понятную и фактическую информацию.
2
Объединились в исследовательские команды, придумали идею полезного сервиса для современных школьников, составили гайд для своего интервью, провели беседы и проверили с помощью них свои гипотезы.
Сегодня мы узнали
1
Есть несколько терминов для обозначения виды беседы: клиническая беседа, свободная, полуструктурированная, структурированная, интервью. И они расположены по степени чёткости плана беседы и степени ограничения психолога в возможности задать дополнительный вопрос или отойти от темы.
2
Для сбора подробных данных вопросы в беседе необходимо располагать от общего к частному. Сначала задавать открытые вопросы, на которые собеседник будет отвечать развёрнуто. А закрытые вопросы использовать редко, только для уточнения деталей. Для сбора фактических и понятных данных могут помочь специальные вопросы: “Приведите конкретный пример ...”, “Что вы имели в виду, когда сказали …”, “Поясните вашу мысль” и т.д.
3
Проведение глубинного интервью в сфере UX-исследования - исследование пользовательского опыта - помогает создавать удобные и полезные для людей вещи, выясняя, в чём именно они нуждаются. Для такого интервью полезными будут вопросы о реальном опыте и трудностях человека. А вопросы, наводящие на ответ, закрытые, непонятные вопросы или вопросы о будущем могут навредить исследованию.
Р. Фитцпатрик
Очень тонкая и простая книжка, ориентированная на бизнес-среду, однако в ней классно раскрывается тема глубинного интервью. Очень верно подмечена важность стремления избежать соблазна искать во всём только лишь подтверждение своей гипотезы. И главное – ответ на вопрос, как это делать.
Видео “Кто такой юзабилист?”

Юзабилити - другое название той самой сферы деятельности UX-исследования, с которой мы знакомились на занятии. В этом видео студентка берёт интервью у UX-исследователя, который работает в IT-сфере, и специалист простым и интересным языком рассказывает на своём опыте об этой профессии. Для тех, кто, быть может, рассматривает эту сферу как вариант своей будущей работы. Или для тех, кто задаётся вопросом, что психолог может делать в АйТи - рекомендуется к просмотру.

Ted-talk “Искусство задавать вопросы”

Андрей Винсент прекрасно раскрывает на примерах фразу Вольтера о том, что о человеке можно судить по его вопросам. А также рассказывает, как сам вопрос может сильно повлиять на вопрос и как много разных действительных ответов может скрываться за одними и теми же словами. Ted-talk не имеет русской озвучки, однако его можно посмотреть с переведёнными субтитрами.
Игры “ДаНет-ки” в электронном и бумажном вариантах.

Популярные загадки, в которых у ведущего есть история с загадочными обстоятельствами, а у игроков - возможность задавать только вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Несмотря на то, что на занятии мы критиковали закрытые вопросы как метод сбора информации, такая тренировка способствует развитию мышления и навыка подбирать подходящие и наиболее эффективные вопросы в условиях ограничений.