4 занятие
Беседа: как говорить с человеком
Друзья, здравствуйте.

На четвёртом занятии мы перешли к освоению следующего метода сбора данных в психологии - беседы. Это занятие было посвящено тому, как вести беседу с человеком - организовать время и пространство беседы, налаживать контакт с собеседником. А подробнее о том, какие именно вопросы задавать, мы поговорим в следующий раз.
Сегодня мы сделали
1
Тренировались в определении личностных особенностей человека, которые стоит учитывать при выстраивании общения. Наблюдали за тем, как человек говорит о себе, и выделяли важные аспекты его речи, мимики, интонации, лексикона и так далее.
2
Пробовали себя в установлении контакта, а также ведении и протоколировании беседы. Каждый побывал в роли “психолога”, “клиента / участника исследования”, а также супервизора – человека, который наблюдает за ведением беседы со стороны и выявляет особенности ведения разговора. Положили начало оттачиванию навыка вести профессиональную беседу.
Сегодня мы узнали
1
Профессиональная беседа отличается от обыденной тем, что специалист имеет профессионально важную цель, владеет специальными знаниями, а также управляет беседой: организует её, следит за процессом беседы, за состоянием собеседника.
2
Беседа, направленная на сбор данных, начинается с установления контакта, затем контакт закрепляется и психолог переходит к содержательным вопросам, а в конце профессионал организует “выход” из ситуации общения.
3
Проксемика – раздел науки, изучающий пространство и время как условия общения. Психологу необходимо расположиться на расстоянии приблизительно одного метра от собеседника под углом 90 - 150 градусов, а также подобрать подходящее время для беседы и контролировать его.
4
При установлении контакта и поддержании беседы нам могут быть полезны специальные техники активного слушания - вербальные (контактоустанавливающие частицы, повторение отдельных слов, уточняющие вопросы) и невербальные (поза, кивки головой и наклоны корпуса, контакт глаз и мимика).
Аллан Пиз
В этой главе книги чуть подробнее описаны пространственные зоны человеческого общения - какую из них для чего использовать. А также здесь вы найдёте ответы на вопросы “почему нам не нравится ездить в лифте”, “почему толпа всегда агрессивна”, какие у нас существуют пространственные ритуалы и как на них может повлиять национальность человека.
Патрик Кинг
Очень подробная и практико-ориентированная книга, посвящённая искусству общения. В книге дано множество рекомендаций, как стоит и не стоит вести себя при общении в определённой ситуации в зависимости от того, какой вы человек - стеснительный или наоборот раскрепощённый. Не стоит воспринимать их прямолинейно, как единственно верные действия в ситуации общения, однако можно на них опереться, если вы чувствуете себя растерянно в ситуации общения и хотите развивать навык беседы.
До следующего занятия попробуйте потренироваться применять техники установления контакта, которые мы изучили. Возможно, вам удастся познакомиться с кем-то новым и потренировать эти техники с незнакомцем, или может быть подойти заговорить с человеком, с которым вы раньше не решались. Вы также можете попробовать использовать эти техники в разговоре с вашими близкими, чтобы показать им, что вы слушаете их внимательно и вам важно, что они говорят. Понаблюдайте за собой в этом процессе и за результатами беседы.
Ted-talk “Сила умения слушать”

Уильям Юри объясняет, насколько умение слушать является важной и часто недооценённой половиной коммуникации. Он просит нас присоединиться к революции слушания и обещает, что если мы будем слушать чуть-чуть больше, то мы сможем изменить любые отношения. Ted-talk не имеет русской озвучки, однако его можно посмотреть с переведёнными субтитрами.
Как разговаривать с кем угодно - лайфхаки радиоведущей на канале “Тед на русском”.

Этот список советов составлен не психологом, а журналистом. Но он содержит действительно полезные практические советы, как разговориться с незнакомым или малознакомым для вас человеком. Возможно, что-то из этого вы и так делали в общении - осознанно или интуитивно, но эти приёмы действительно эффективны.
Видео сеанса Карла Рождерса

Карл Роджерс – основатель направления гуманистической психологии, автор техники активного слушания, которые мы обсуждали на занятии. Видео включает в себя небольшое вступление – обоснование Роджерсом его психотерапевтической, которое может показаться сложным для восприятия, его можно пропустить и обратить своё внимание на стиль ведения беседы и филигранное применение техник по установлению контакта.
Карточные игры, способствующие построению беседы. К примеру, как “Конверсейшн. Друзья” или более подходящий для детей 13-16 лет вариант игры – “Карточки, чтобы…”.

Такие игры, сделанные из вопросов, над которыми человек задумается и расскажет что-то о себе, полезны как со стороны развития рефлексии, так и со стороны умения вести и поддерживать беседу. Карточка задаёт вопрос за участника, но наладить контакт с собеседником, поддержать разговор, применить техники активного слушания, чтобы человеку было комфортно делиться чем-то личным – дело игрока. И в этом нужна тренировка.