3 занятие
Наблюдение
Друзья, здравствуйте.

На третьем занятии кружка по психологии мы изучали, как психология искала более объективные метод и предмет психологического исследования. И нашла их – наблюдение за поведением, вербальным и невербальным. Мы тренировались в проведении научного наблюдения и пытались с помощью этого метода находить ответы на исследовательские вопросы.
Сегодня мы сделали
1
Потренировались в наблюдении и заполнении исследовательского протокола. Смотрели видеозапись эксперимента, в котором участвовал 15-месячный ребёнок. Фиксировали элементы поведения как очевидные факты и проверяли полученные данные в стремлении к объективности в наблюдении. А затем пробовали их интерпретировать и делать выводы относительно способностей детей данного возраста регулировать своё поведение, ориентируясь на эмоции взрослого.
2
Отказались от надёжной опоры для наблюдателя в виде видеозаписи и провели эксперимент с использованием метода наблюдения в реальном времени. Анализируя отдельно вербальные и невербальные проявления и сопоставляя полученные данные, мы слушали рассказ участника и пытались предположить, какие слова человек решил сказать по собственной воле, а какие из слов в его рассказе были добавлены специально, по просьбе ведущего.
Сегодня мы узнали
1
Результатами наблюдения могут стать очевидные факты, установленные факты, правдоподобные гипотезы и субъективистские мнения. Однако результатом научного наблюдения являются только первые два типа фактов, а также оно, в отличие от житейского, имеет цели и задачи и специально организуется.
2
В специально организованном наблюдении исследователи стремятся к объективности, поэтому наблюдение за поведением в реальном времени или в записи производится несколькими экспертами сразу, а полученные данные усредняются.
3
Поведение бывает вербальное – то, что человек говорит или пишет, и невербальное – мимика, жесты, интонация, поза, взгляд. При наблюдении за человеком необходимо обязательно обращать внимание как на вербальные, так и на невербальные проявления.
Аллан Пиз
Книга посвящена особенностям невербального общения. Какие значения могут нести в себе позы, жесты, мимика, интонация у разных людей из разных культур. Полезно и увлекательно будет читать тем, кто хочет дополнительно потренироваться в наблюдении за невербаликой людей.
Ted-talk “Сила невербальной коммуникации”

Бывший сотрудник ФБР рассказывает о том, какое большое значение не только для его работы, но и для жизни в целом, может иметь наблюдение за невербальными проявлениями людей. А также о том, почему на самом деле невербальная коммуникация содержит в себе столько информации. Ted-talk не имеет русской озвучки, однако его можно посмотреть с переведёнными субтитрами.
Видео “10 глупых вопросов профайлеру”

Профайлер – эксперт в области поведенческого анализа и прогнозирования поведения. О том, как должен был бы работать Шерлок Холмс – самый известный наблюдатель и анализатор человеческого поведения, если бы он был реальным персонажем и жил бы в наши дни. И в каких сферах деятельности профессиональное наблюдение за поведением человека незаменимо.
Видео “Учимся правильно наблюдать” 

В житейской психологии способность наблюдения за поведением человека и сделать определённые выводы зачастую называют загадочным словосочетанием “прочитать человека”. В этом видео собраны упражнения, которые каждый может применять в повседневной жизни для тренировки своей наблюдательности и внимательности по отношению к вербальному и невербальному поведению людей.
Видео эксперимента “Toddlers regulate their behavior to avoid making adults angry”

Видео, которое мы смотрели на занятии и тренировались в заполнении протокола наблюдения. Если вы пропустили занятие, но тоже хотели бы потренироваться в наблюдении и оформлении протокола, вы можете посмотреть его самостоятельно и попытаться по итогам наблюдения ответить на вопрос, способен ли ребёнок 15 месяцев регулировать своё поведение, ориентируясь на эмоции взрослого?