2 занятие
Самонаблюдение
Друзья, здравствуйте.

Прошло второе занятие кружка по психологии и его темой стал метод, с которого началась история психологии как науки - интроспекция или, проще говоря, метод самонаблюдения.
Сегодня мы сделали
1
Пробовали себя в интроспекции: описывали свои ощущения от взаимодействия с предметами, а также пытались отгадать предмет, опираясь на описание ощущений других людей.
2
Тренировались рефлексировать и записывали свой “поток сознания” и анализировали фрагменты “потоков” других. Проверяли на практике индивидуальность, избирательность и неповторимость наших сознаний.
Сегодня мы узнали
1
Психология как наука берёт начало в экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта в г. Лейпциг, где предметом психологии стало сознание – совокупность сознаваемых состояний, а методом исследования – интроспекция – осознанное самонаблюдение.
2
Уильям Джеймс, в отличие от В. Вундта, представлял сознание не собранным по кусочкам полотном из ощущений, мыслей и чувств, а потоком, который невозможно остановить, пока человек живёт. А также выделял 4 свойства потока сознания: индивидуальность, непрерывность, избирательность и неповторимость.
3
Метод интроспекции много критиковали за то, что он является слишком субъективным, а его участники – “испорченные испытуемые”. В настоящее время метод самонаблюдения используется, но только для сбора данных, которые анализируются при помощи других психологических методов.
4
Рефлексия – полезная деятельность по наблюдению за своим внутренним миром – “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность” (Дж. Локк). Люди, которые занимаются рефлексией, лучше понимают себя, свои желания и других людей, с которыми они общаются.
Взрослым и старшим подросткам
Патрик Кинг
Небольшая и хорошая книга о том, как важно заниматься рефлексией и как это делать. Теория и практика того, как прийти к лучшему пониманию себя, к осознанию того, как поступки превращаются в личность и прожить именно свою жизнь.Излагается сжато и доступно. В конце каждой главы – выводы и основная выжимка, чтобы освежить в памяти прочитанное.
Для детей
Дневник рефлексии

Такой дневник вполне можно составить и вести самостоятельно. И это будет способствовать развитию рефлексии. А можно воспользоваться готовыми шаблонами, наподобие этого, чтобы регулярно уделять определённое время рефлексии - размышлениям о самом себе, своих поступках, мыслях и чувствах.

Доминик Спенст “Ежедневник. 6 минут”

Эта книга-ежедневник – ещё один пример тетради, которую можно использовать в качестве опоры для рефлексии. Техники рефлексии, которые читателю предлагается освоить в нём, опираются на идеи позитивной психологии, и первая часть посвящена теоретическому обоснованию данных практик. Ежедневник содержит вопросы для ежедневной рефлексии (по задумке автора - 3 минуты утром и 3 минуты вечером), а также для более глубокого обращения к своему внутреннему миру раз в месяц.
Взрослым и старшим подросткам
И. Иванчей “Изучение сознания в когнитивной психологии” на ПостНауке

На занятии мы разбирали самые первые в истории исследования сознания. А в данном ролике молодой российский учёный Иван Иванчей увлекательно рассказывает о современных исследованиях сознания. Для тех, кто хочет поглубже “покопаться” в проблеме сознания и выяснить, к примеру, что является критерием осознания – по какому признаку мы можем с уверенностью сказать, что человек что-то осознал? – рекомендуется к просмотру.
Для детей
Видео “Интроспекция сознания”

Маленький и забавный анимированный ролик о человеческом сознании. Несёт в себе ответ на вопрос, почему вообще сознание было выбрано в качестве первого предмета психологии и почему его вообще необходимо было изучать?