13 занятие
Психофизиологические методы
Друзья, здравствуйте.

На тринадцатом занятии мы выяснили, что для психологического исследования не всегда достаточно “ручки и бумажки”. Иногда приходится прибегать в помощи новейших технологий и использовать психофизиологические методы. На этом занятии мы узнали, какие они бывают и как они работают.
Сегодня мы сделали
1
Заглянули в своё бессознательное и прошли упражнение “8 ассоциаций”. Проанализировав свои ассоциации, порассуждали на тему, что для каждого из нас в жизни означает дружба.
2
Проанализировали данные, полученные в результате проективной, рисуночной методики “Я в школе”, выполненной первоклассниками и используемой для диагностики успешности адаптации детей младших классов к школе. Научились понимать смыслы цветов и линий, сюжета, персонажей и изображённых атрибутов на таких рисунках. Сами сделали свои предположения об адаптации этих детей к школе на основе их творчества.
Сегодня мы узнали
1
Австрийский невролог и психолог Зигмунд Фрейд предположил, что помимо сознания в психике присутствует большая бессознательная часть, в которой «располагаются» наши глубинные желания, потребности, переживания. Исследовать бессознательное можно при помощи анализа сновидений, описок, оговорок и других ошибок, а также путём анализа ассоциаций, на чём и построено большинство проективных методик.
2
Проективные методы представляют собой всегда не до конца определённую задачу, такую, на которую можно дать почти безграничное число разных ответов.
3
В рамках проективной методики психолог может попросить человека объяснить увиденное или прочитанное, найти и описать смысл, дополнить или продолжить рисунок, предложение, рассказ, создать или нарисовать что-то. Суть проективной методики в анализе проекции содержания бессознательного на эту деятельность.
Анжелика ван Омберген
Об очень сложной теме - о нейропсихологии и строении мозга - так, что будет понятно даже ребёнку, а интересно даже взрослому. Для иллюстраций она приводит примеры, знакомые почти каждому ребенку (поход на пляж, запах пирога в кухне бабушки, воспоминание о себе в пять лет и так далее).
Крис Фрит
Для тех, кому интересно погрузиться поглубже, чтиво чуть посложнее, но всё же популярным языком о психофизиологических исследованиях, о том, как работает и изучается мозг. Книга о том, кто же на самом деле принимает решения в нашей жизни - мы или наш мозг?
Статья
Описание результатов интересного исследования сотрудников НИУ ВШЭ на актуальную тему и отличный пример применения психофизиологического метода фМРТ в психологическом исследовании.
Видео “10 глупых вопросов нейрофизиологу”

Очень интересное видео не только о профессии нейрофизиолога и психофизиолога, но и с нейропсихологическими ответами на житейские вопросы, например “Как научить бабушку писать в вотсапе?” или “Почему нам так нравится, когда нам ставят лайки?”.
Выступление Сергея Шишкина на Постнауке об ЭЭГ

Небольшой рассказ об открытии такого значимого метода исследования мозга - электроэнцефалограммы. О том, что за электрический сигнал регистрируется с помощью ЭЭГ, а также о современных перспективах использования метода с забавной шапочкой.
Видео “Современные методы исследования функций головного мозга человека”

Классное анимированное видео о самых современных методах исследования мозга и их применении в практике. О том, как с помощью МРТ снимать боль, избавляться от фобий и даже бороться с ожирением!
Видео “Работа Айтрекера”

Небольшое познавательное видео подготовлено участниками смены “Большие вызовы - 2022” в образовательном центре “Сириус”. В нём подростки понятным языком для подростков рассказывают и показывают, как работает айтрекер и как с его помощью проводится исследование.
Видео “Проверено Галилео. Детектор лжи”

Фрагмент программы “Галилео”, в котором ведущие пытаются обмануть полиграф с помощью житейских методов. Получилось ли у них и какой метод самый эффективный? Ответ в видео!