12 занятие
Проективные методы
Друзья, здравствуйте.

Двенадцатое занятие было посвящено применением проективного метода в психологии, который позволяет узнать о человеке то, чего он может не осознавать сам о себе, а именно - исследовать бессознательную часть психики.
Сегодня мы сделали
1
Заглянули в своё бессознательное и прошли упражнение “8 ассоциаций”. Проанализировав свои ассоциации, порассуждали на тему, что для каждого из нас в жизни означает дружба.
2
Проанализировали данные, полученные в результате проективной, рисуночной методики “Я в школе”, выполненной первоклассниками и используемой для диагностики успешности адаптации детей младших классов к школе. Научились понимать смыслы цветов и линий, сюжета, персонажей и изображённых атрибутов на таких рисунках. Сами сделали свои предположения об адаптации этих детей к школе на основе их творчества.
Сегодня мы узнали
1
Австрийский невролог и психолог Зигмунд Фрейд предположил, что помимо сознания в психике присутствует большая бессознательная часть, в которой «располагаются» наши глубинные желания, потребности, переживания. Исследовать бессознательное можно при помощи анализа сновидений, описок, оговорок и других ошибок, а также путём анализа ассоциаций, на чём и построено большинство проективных методик.
2
Проективные методы представляют собой всегда не до конца определённую задачу, такую, на которую можно дать почти безграничное число разных ответов.
3
В рамках проективной методики психолог может попросить человека объяснить увиденное или прочитанное, найти и описать смысл, дополнить или продолжить рисунок, предложение, рассказ, создать или нарисовать что-то. Суть проективной методики в анализе проекции содержания бессознательного на эту деятельность.
Проективный тест “Дом-дерево-человек”

Если вам нравится исследовать себя самого с помощью проективных методик, можете попробовать пройти этот популярный рисуночный тест. Прежде, чем прочитать эту статью, нарисуйте дом, дерево и человека. А затем прочитайте в этой статье, что о вашей личности может рассказать ваш рисунок. Разумеется, это не 100% описание вашей личности, так как мы обсуждали на занятии, что делать выводы по рисункам можно только в процессе беседы с профессиональным психологом. Однако, это может быть интересным самоисследованием личности, если прочитав характеристику в описании, вы будете задаваться вопросом – “про меня это или нет? и почему я так думаю?”
Настольная игра “Имаджинариум”

Наверняка, эта игра многим знакома, но в рекомендациях к этому занятию она появилась неслучайно. Ведь замысловатые иллюстрации этой игры вызывают у каждого из нас уникальные ассоциации. И, играя в эту игру, можно анализировать свои ассоциации к игральным картам (в этом случае они будут выступать в качестве метафорических карт, часто используемых в практической психологии). Отвечая себе на вопрос “Почему именно эта ассоциация пришла мне в голову?” можно узнать о себе много нового.
Видео “Психоанализ. Почему Зигмунд Фрейд гений психологии?”

Видео с довольно громким названием, в котором описаны основные вехи развития теории Зигмунда Фрейда. Именно его имя лежало в основе занятия, посвящённого проективным методикам, так как именно идея о бессознательном и исследовании его с помощью ассоциаций легла в основу большинства проективных методик. Ну а гений Фрейд или нет? Пожалуй, на этот вопрос каждый зритель может ответить по-своему.
Видео “Теория Фрейда: Ид, Супер-Эго и Эго”

Для тех, кого заинтересовали идеи З. Фрейда, которые мы обсуждали на занятии, и для тех, кто хотел бы узнать о его теории побольше, рекомендуется к просмотру это видео. Спустя несколько лет после исследования структуры психики Фрейд решил, что этого недостаточно и предложил свою теорию личности. О ней – понятными словами в данном видео.
Видео “Тест Роршаха. В чём его сущность?”

В небольшом видео из рубрики “ТЕДсаммари” рассказано об истории этого нашумевшего в психологии теста: как он появился, для чего использовался и почему многие психологи относятся к этому тесту со скепсисом.
Видео “Эксперимент, который вышел из-под контроля. Опыт Зимбардо”

Пожалуй, ни один разговор об этике психологического эксперимента, не может обойтись без упоминания Стэнфордского тюремного эксперимента, история которого рассказана в подробностях в этом видео. Из него вы узнаете, по какому принципу были выбраны участники этого эксперимента, а также, с чьей подачи эксперимент был остановлен.
Видео “Психология привязанности. Гарри Харлоу”

Эксперименты Гарри Харлоу с проволочными обезьянами лежат в основе психологии привязанности. В этом видео уникальные кадры эксперимент 60-х годов и пояснения учёного. Говорят, что сам Гарри Харлоу понимал, что нанёс непоправимый ущерб обезьянам, но никогда не жалел об экспериментах. А как вы думаете, что сказал бы о такой идее эксперимента этический комитет современности?
Подкаст “О чём не говорят психологи”, выпуск “Самые популярные психологические эксперименты”

В этом эпизоде подкаста практикующие психологи не только рассказывают истории известных психологических экспериментов, но и обсуждают, какие выводы можно сделать из их результатов в современных реалиях.