10 занятие
Психологический эксперимент
Друзья, здравствуйте.

На десятом занятии мы подобрались к одному из самых сложных и интригующих методов психологии. Это психологический эксперимент. На этом занятии мы провели эксперимент и подробно проанализировали его, а вместе с этим разобрались в теории, как должен быть устроен качественный психологический эксперимент.
Сегодня мы сделали
1
Пробовали воспроизвести эксперимент Фрица Штрака о мимической обратной связи и подробно анализировали его. А также анализировали, как устроены другие всемирно известные психологические эксперименты. Сформулировали гипотезу, выделяли переменные.

Например, эксперимент Н. Триплета:
​​Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испы­туемые были разбиты на пары и каждого просили работать быстрее, чем его оппонент.
В другой серии испытуемые рабо­тали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали бы­стрее в условиях соревнования друг с другом, нежели в оди­ночестве.

2
Включали критическое мышление и тренировались придумывать как можно больше побочных переменных, которые экспериментатор мог не учесть, но они могли повлиять на результаты эксперимента. Чаще всего это эффекты времени, последовательности, эффект самого эксперимента и межиндивидуальных различий испытуемых.
Сегодня мы узнали
1
Психологических эксперимент в узком смысле - это специальный метод для проверки гипотезы о причинно-следственной связи. Причинно-следственная связь устанавливается тогда и только тогда, когда установлено влияние независимой переменной на зависимую переменную, а побочные переменные отсутствуют.
2
Эксперимент бывает лабораторным, когда проводится в специально организованных и контролируемых условиях, и полевым, который проводится в реальной жизни и все условия при этом проконтролировать невозможно. А также констатирующим, исследующим уже имеющуюся психику, или формирующим, в ходе которого экспериментатор пытается сформировать у испытуемого какие-то элементы психики.
3
В организации эксперимента важно присутствие экспериментальной группы, на которую будет оказано воздействие, и контрольной - группы, которая лишена воздействия экспериментатора и служит доказательством того, что эффект вызван именно этим воздействием.
А. Шавырина
Описание психологических экспериментов, некоторые из которых мы затрагивали на нашем занятии, но также много новых и интересных. Что кроется под "выученной беспомощностью"? Знаете ли вы, почему животные массово погибают в идеальных условиях жизни? Прочитав про эксперимент о белом медведе, сможете ли не думать об этом? А растить ребенка вместе с обезьяной?
С. Милграм
Если просто читать описания экспериментов вам уже наскучило, и хочется разобраться поглубже в том, из чего всё-таки психологический эксперимент состоит и какие есть особенности его организации и планирования, то можно познакомиться с книгой Стэнли Милграма. О поведении разных социальных групп в разных ситуация, о большом количестве полевых экспериментов, то есть проведённых в реальной жизни и в целом о том, как человеческий индивид живёт в общественном мире.
Видео “Эксперимент: Карандаш в зубах”

Популяризатор науки и преподаватель НИУ ВШЭ Полина Кривых рассказывает о том самом эксперименте Фрица Штрака, который мы воспроизводили на занятии, а также ещё немного о смехе с научной точки зрения и о феномене эпидемии смеха.
Видео “Эксперимент А. Бандуры с куклой Бобо”

Видео содержит в себе уникальные кадры самого эксперимента, снятые в 1961 году и комментарии самого Альберта Бандуры. Эксперимент отлично иллюстрирует схему, по которой мы анализировали эксперименты на занятии: наличие контрольное и экспериментальной групп, зависимой и независимой переменной. Видео снято на английском языке, однако можно воспользоваться субтитрами, переведёнными на русский.
Видео “Эффект социальной фасилитации и Хоторнские эксперименты Мэйо”

Об экспериментах Э. Мэйо и Н. Триплета, которые мы обсуждали на занятиях, а также об их последствиях и практическом применении. Например, о новой школе менеджменте и о том, как на нашу работу или учёбу влияют страх оценки других, отвлечение внимания присутствием людей, а также неосознаваемая реакция наблюдателей.