3 занятие
Почему мы бываем невнимательными
На этом занятии мы продолжили изучать память и рассмотрели процессы хранения, воспроизведения и забывания. Узнали как воспоминания могут изменяться и из-за чего это происходит. В этом занятии мы повторяли и обсуждали многие эксперименты известных психологов.
Сегодня мы:
1
Узнали, что такое внимание как психический процесс и в чём его особенности. Это процесс отбора, сосредоточения и удержания информации. Именно внимание усиливает все остальные процессы: прикладывая внимание, мы лучше запоминаем, лучше воспринимаем, лучше решаем задачи и даже ярче чувствуем эмоции.
2
Разобрались, что внимание бывает разное: специальное (в науке его называют произвольным) внимание используем целенаправленно и прилагаем усилия, а случайное (непроизвольное) срабатывает «само по себе», без усилий. И даже выяснили, что существует особенное – спонтанное (послепроизвольное) внимание, которое мы направляем, специально выбирая фокус, но спустя время мы перестаём прикладывать усилие, чтобы его удерживать. Например, «Вы начинаете читать параграф по истории и тут обнаруживаете, что там написаны очень интересные факты. Сами не замечаете, как пролетает время, а параграф кончается…» Так что теперь мы уверенно и научно обоснованно можем сказать, в любом деле главное – начать!
3
То, что мы в жизни называем невнимательностью, в науке называется рассеянностью. И она, как оказалось, тоже бывает разная. Иногда наше внимание страдает от внутренних причин, а иногда ему мешает что-то извне. Обсудили, как противостоять этим сложностям, чтобы улучшить наше внимание.

К внутренним причинам относятся свойства внимания:
  1. Объем;
  2. Переключаемость;
  3. Распределяемость;
  4. Степень концентрации;
  5. Устойчивость.

Эти свойства есть у каждого человека, но могут быть по-разному развиты. На основе свойств «переключаемости» и «концентрации» создана классификация видов рассеянности.
Если знать, какой тип рассеянности ближе к вам, то это поможет в самоорганизации. Важно знать сильные и слабые стороны своего внимания.
4
Внимание страдает и от внешних раздражителей. Мы разобрали «Теорию поля» Курта Левина. Согласно этой теории каждый предмет притягивает или отталкивает нас с разной силой. Например, шоколадка нас притягивает. А если шоколадка открыта и отломан удобный кусочек, то сила притяжения еще сильнее. А огонь или грязь отталкивает нас. Сделали выводы, что из рабочего места нужно убрать притягивающие предметы: телефон, игрушки, книжки и тетради по другим предметам, кошку и т. д.
Для детей и родителей
Игорь Матюгин «Как развить внимание и память вашего ребенка»
Содержит 47 уникальных методик, включая:
-Двуручное рисование для синхронизации полушарий;
-Мнемотехники для запоминания учебного материала;
-Упражнения на воображение с сенсорным вовлечением.
Книжки-головоломки «Найди и покажи», например, такая для детей помладше или такая для детей постарше. Чем сложнее рисунки и больше деталей, тем интереснее будет изучать такую книгу детям постарше и даже взрослым.
Для родителей
Станислас Деан: Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока.
В книге поднимаются интересные и актуальные вопросы развития нейросетей в сравнении с развитием человека. А также книга расскажет вам о том, почему ошибки – неотъемлемая часть любого обучения, как видеоигры и занятия музыкой помогают улучшить внимание и самоконтроль, как сосредоточиться на выполнении важной задачи.

«Внимание и усилие». Д. Канеман»
Дэниел Канеман – психолог, нобелевский лауреат по экономике, автор ресурсной теории внимания. В книге описываются различные эксперименты, на которых основана теория, и даны рекомендации по организации деятельности для повышения концентрации внимания.
Поиграть
Настольная игра
"Доббль"
Классика для всех возрастов. Быстрая весёлая игра, развивающая зрительное восприятие, внимательность и реакцию. Удобно брать с собой и потренировать внимание во время ожидания.
Настольная игра
"Детективы"
Схожая идея заложена в основу игры «Детективы» от BONDIBON. Только в этой игре все «сражаются» на одном большом игровом поле и вместе проводят расследование.