2 занятие
Секреты запоминания
На этом занятии мы отдельно уделили внимание первому процессу из цикла памяти - запоминанию. Экспериментально выявили законы запоминания, а также советы и рекомендации, как более эффективно и надёжно помещать информацию в долговременную память.
Сегодня мы:
1
На этом занятии мы экспериментально выявили законы запоминания, а также советы и рекомендации, как более эффективно и надёжно помещать информацию в долговременную память. Герман Эбингауз, немецкий психолог-экспериментатор, чьи эксперименты мы воспроизводили на занятии, обнаружил следующие законы запоминания:
  1. «Эффект края»: явление, показывающее, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.
  2. «Кривая забывания и повторений»: эффект, демонстрирующий, что наше забывание постепенно замедляется, и чтобы его нивелировать, можно воспользоваться методом повторения материала после определённых, возрастающих временных интервалов:
-20 мин;
-1 ч;
-9 ч;
-24 ч;
-48 ч;
-6 дней;
-31 день.
2
Мы познакомились поближе с историей человека с феноменальной памятью по имени Соломон Шерешевский. Он мог запоминать ряды из 30, 50, 70 и более элементов, хранить их в памяти десятки лет, а на запоминание тратил всего несколько секунд. Нейропсихолог А.Р. Лурия проанализировал работу памяти Шерешевского, и на основе этого анализа впоследствии были разработаны специальные методы для более эффективного запоминания – мнемотехники.
3
В ходе другого эксперимента на нашем занятии мы выяснили, что средством для лучшего запоминания может быть практически что угодно, даже картинка или ассоциация, которая на первый взгляд никак не связана с материалом запоминания. Некоторые техники можно прикладывать к разному материалу и даже создавать самостоятельно.
4
На занятии мы разобрали следующие мнемотехники:

1) Буквенный код. Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
2) Рифмы. Рифмы помогают нам эффективно запоминать материал. К примеру, одна из известных школьных “запоминалок”: Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”.
3) Ассоциации. Ассоциации отлично работают при запоминании терминов или иностранных слов. Можно подобрать любую созвучную ассоциацию. Важно, чтобы эти образы были личные и нестандартные. Желательно, чтобы их можно было представить визуально, и ещё эффективнее будет представить образ в движении.
4) История. Последовательности слов, предметов, чисел и других любые элементов запоминаются гораздо лучше, если объединять их в сюжет.

И, конечно, потренировались в их обсуждении!
Для детей
Александр Лурия
Действительно небольшая по своему объёму книга, в которой описан случай феноменальной памяти Соломона Шерешевского.
Интерактивный комикс про эффективность интервального повторения. А ввести этот метод в свою повседневную жизнь помогут удобные приложения, такие как Quizlet или Anki и их аналоги.
Для родителей
Джошуа Фоер
Книга о том, какое место память занимает в жизни всего человечества и каждого из нас. Как менялась функция памяти в течение тысячелетий? Какова роль техник запоминания в прошлом и настоящем? Может ли любой человек развить свою память до совершенства? И надо ли это? Вы узнаете, как нужно тренировать память и каким образом методики запоминания могут быть полезны в повседневной жизни.

Поиграть
Очень милая и забавная игра на развитие памяти и логического мышления с очаровательными персонажами-монстрами. Запоминайте расположение нужных вам элементов, просчитывайте ходы эльфов и монстриков и соберите три пары носков быстрее противников!
Посмотреть
Телевизионный документальный фильм производства «Россия К» об истории Соломона Шерешевского и мнемотехниках, основанных на примере работы его феноменальной памяти (26 мин).