2 занятие
Как мы запоминаем
На этом занятии мы отдельно уделили внимание первому процессу из цикла памяти - запоминанию. Экспериментально выявили законы запоминания, а также советы и рекомендации, как более эффективно и надёжно помещать информацию в долговременную память.
Сегодня мы:
1
Герман Эбингауз, немецкий психолог-экспериментатор, чьи эксперименты мы воспроизводили на занятии, обнаружил следующие законы запоминания:
“Эффект края”: явление, показывающее, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.
“Кривая забывания и повторений”: эффект, демонстрирующий, что наше забывание постепенно замедляется и чтобы его нивелировать можно воспользоваться методом повторения материала после определённых, возрастающих временных интервалов:
20 мин
1 ч
9 ч
24 ч
48 ч
6 дней
31 день
2
Мы познакомились поближе с историей человека с феноменальной памятью по имени Соломон Шерешевский. Он мог запоминать ряды из 30, 50, 70 и более элементов, хранить их в памяти десятки лет, а на запоминание тратил всего несколько секунд. Нейропсихолог А.Р. Лурия, проанализировал работу памяти Шерешевского, и на основе этого анализа впоследствии были разработаны специальные методы для более эффективного запоминания - мнемотехники.
3
В ходе другого эксперимента на нашем занятии мы выяснили, что таким средством может быть практически что угодно, даже вещь, которая на первый взгляд никак не связана с материалом запоминания. Некоторые техники можно прикладывать к разному материалу и даже создавать самостоятельно.
4
Мы разобрали и потренировали следующие мнемотехники:

Буквенный код. Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Рифмы. Рифмы помогают нам эффективно запоминать материал. К примеру, одна из известных школьных “запоминалок”: Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”.
Ассоциации. Ассоциации отлично работают при запоминании терминов или иностранных слов. Можно подобрать любую созвучную ассоциацию. Важно, чтобы эти образы были личные и нестандартные. Желательно, чтобы их можно было представить визуально, и ещё эффективнее будет представить образ в движении.
История. Последовательности слов, предметов, чисел и других любые элементов запоминаются гораздо лучше, если объединять их в сюжет.
Метод Цицерона. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. А затем, мысленно перемещаясь по комнате, можно как бы “собирать” информацию по порядку.

А составлять свои мнемотехники мы тренировались на обычной всем знакомой в наши дни житейской задаче - запоминание пароля от вай-фая.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания и подготовки к следующему занятию ребятам было предложено посмотреть небольшое видео и постараться его запомнить. Если Ваш ребёнок пропустил занятие, дайте ему посмотреть это видео и попросите посмотреть внимательно и постараться запомнить.

Пожалуйста, большая просьба после просмотра ничего не записывать, не пытаться специально заучить содержание видео и т.д. Это задание - не проверочный тест, а важный этап эксперимента, результаты которого мы узнаем уже на следующем занятии. И этот этап состоит именно из однократного просмотра видеофрагмента.
Для детей
Александр Лурия
Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти
Действительно небольшая по своему объёму книга, в которой описан случай феноменальной памяти Соломона Шерешевского.
Как помнить что-нибудь навсегда
Интерактивный комикс про эффективность интервального повторения.
Для родителей
Джошуа Фоер
Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания
Книга о том, какое место память занимает в жизни всего человечества и каждого из нас. Как менялась функция памяти в течение тысячелетий? Какова роль техник запоминания в прошлом и настоящем? Может ли любой человек развить свою память до совершенства? И надо ли это? Вы узнаете, как нужно тренировать память и каким образом методики запоминания могут быть полезны в повседневной жизни.

Поиграть
Настольная игра "Ничего человеческого?"
Для тех, кому нравилось рубиться в “Мемори” или “Парочки” в более раннем возрасте, да и просто для тех, кто хочет развивать память с помощью игры. А актуальная легенда про войну людей и машин добавляет экшена!
Посмотреть
Телевизионный документальный фильм производства “Россия К” об истории Соломона Шерешевского и мнемотехниках, основанных на примере работы его феноменальной памяти.