1 занятие
В первом приближении: память и внимание
Познакомимся с принципами работы важнейших когнитивных процессов. Узнаем, что память и внимание бывают разных видов для разных ситуаций. А также оценим, как мы тратим внутренние ресурсы на концентрацию и внимание, чтобы использовать их эффективно.
Что было на занятии:
1
На этом занятии мы познакомились не только друг с другом,
но и с двумя познавательными процессами, которым посвящён
наш интенсив - с памятью и вниманием, а также их видами.
2
Память мы будем понимать как процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта.
3
А также мы поговорили о видах памяти:
  1. Узнали, что такое мгновенная память и понаблюдали на опытах, как она работает.
  2. Поговорили о рабочей памяти.
  3. Обсудили, что хранится в нашей долговременной памяти.
4
И сразу же попробовали применить свои знания к ситуациям из реальной жизни. Например, объясняли механизмы памяти, работающие в таком случае: «Бен сегодня пропустил школу из-за плохого самочувствия. От одноклассников он узнал, что они сегодня на математике проходили способ решения уравнений, а также узнал, какие упражнения задали на дом. Он сел и внимательно прочитал правило, в котором описывался способ решения. Вдруг мама позвала бена пить чай, и он, отложив ненадолго учебник, пошёл на кухню. Вернувшись, он взялся за упражнения, но у него ничего не получалось решить. Почему? «
5
И сформулировали следующие рекомендации для школьников:
  1. Чтобы информация хорошо улеглась в долговременную память, необходимо, чтобы она много раз «проциркулировала» в рабочей памяти. Так что, если проходите какое-то правило или формулу, не пренебрегайте достаточным количеством упражнений, чтобы запомнить его.
  2. Сенсорный регистр способен сохранить большое количество информации. А слуховой – до 3-х секунд. Это может пригодиться, когда вы воспринимаете что-то на слух, например, пишете диктант или изложение. Не рвитесь писать сразу же. Доверьтесь вашему сенсорному регистру, дослушайте предложение до конца. И потом сможете додиктовать его сами себе.
6
Мы обсудили Внимание как процесс отбора, сосредоточения и удержания информации. Разобрались, что произвольное внимание мы используем целенаправленно и прилагаем усилия, а непроизвольное срабатывает «само по себе», без усилий. И даже выяснили, что существует особенное — послепроизвольное внимание, которое мы направляем специально выбирая фокус, но спустя время мы перестаём прикладывать усилие, чтобы его удерживать. Например, «Вы начинаете читать параграф по истории и тут обнаруживаете, что там написаны очень интересные факты. Сами не замечаете, как пролетает время, а параграф кончается…» Так что теперь мы уверенно и научно обоснованно можем сказать, в любом деле главное — начать!
Домашнее задание
В качестве домашнего задания и подготовки к следующему занятию ребятам было предложено запомнить 10 слов. Если Ваш ребёнок пропустил занятие, зачитайте ему эти 10 слов в спокойном темпе без повторений и попросите постараться запомнить. Если Ваш ребёнок присутствовал на занятии, этого делать не нужно :)

Пожалуйста, большая просьба не записывать никуда эти слова, не пытаться их специально заучить и т.д. Это задание - не проверочный тест, а важный этап эксперимента, результаты которого мы узнаем уже на следующем занятии. И этот этап состоит именно из однократного прослушивания списка слов.

Список слов:
  1. Дом
  2. Торт
  3. Край
  4. Зуб
  5. Пульт
  6. Гроб
  7. Шарф
  8. Ток
  9. Друг
  10. Сон
Для детей
Полина Кривых
Где мои очки, и другие истории о нашей памяти
Когнитивная психология (психология познавательных процессов) и в частности психология памяти в комиксах! Начинать читать можно уже сейчас, а уже на 2ом занятии все участники интенсива “Память и внимание” будут отлично понимать, почему информация в комиксах сама по себе запоминается лучше.
Шабри, Саймонс
Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция
Книга от ведущих американских специалистов в области исследования ограничений зрительного внимания человека. Книга написана в научно-популярном жанре, но при этом не теряет строгости изложения там, где речь заходит о научных исследованиях.
Для родителей
Тони Бьюзен
Суперпамять
Книга, в которой собрано множество разных способов и систем запоминания и тут же предложены упражнения для тренировки этих способов
Эрик Кандель
В поисках памяти
Для тех, кто отдаёт предпочтение естественным наукам. Взгляд на память и другие психические функции через призму клеточных и молекулярных механизмов.
Настольная игра
Блиц-крокодил
Очень динамичная и азартная игра с простыми правилами. Главная фишка игры - нужно одновременно держать внимание на нескольких моментах, поэтому в процессе отлично прокачивает объём внимания и умения действовать и решать в условиях дефицита времени.
1) Мария Фаликман «Процессы и виды памяти»
Один из ведущих специалистов в области когнитивных наук в современной России и восхитительный лектор!
Вероника Валерьевна - ведущий современный специалист в нашей стране в области исследования памяти. Полезно и интересно будет и почитать, и посмотреть материалы, которые она записывала для Постнауки про разные виды памяти. И получить ответы на самые загадочные вопросы. Например, что такое дежавю?