1 занятие
Генная инженерия бактерий
Узнаем, как работать с клетками бактерий в лабораторных условиях. Смоделируем эксперимент по производству инсулина в бактериях. Для этого подготовим чашки Петри с питательной средой, сделаем клетки компетентными, трансформируем их плазмидой с геном инсулина и посадим трансформанты на чашку Петри.

Тебе понадобится:

  1. Книга протоколов
  2. Перчатки (не выбрасывать)
  3. Пакет для льда
  4. Одноразовый контейнер для льда (не выбрасывать)
  5. Флакон «Спирт»
  6. Ватный диск — 1 шт.
  7. Эппендорф «Бактерии»
  8. Эппендорф «Антибиотик»
  9. Эппендорф «Плазмида INS»
  10. Пробирка 5 мл с юбкой «Хлорид кальция»
  11. Пенициллинка «Агаризованная питательная среда для бактерий»
  12. Пробирка «Жидкая питательная среда для бактерий»
  13. Шпатель металлический
  14. Чашка Петри 9 см — 1 шт.
  15. Пипетка Пастера 1 мл — 4 шт.
  16. Стакан мерный пластиковый 100 мл
  17. Бактериологическая петля
  18. Пакет «Модель генома бактерий»
  19. Карточка «Плазмида» — 1 шт.
  20. Набор наклеек к карточке «Плазмида»
  21. Маркер
Дополнительно потребуется:
Горячая вода. Ведущая попросит её нагреть в микроволновке, кастрюле или чайнике.
УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom “вылетает”, подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

УСЛОВИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Подключайтесь к занятию с компьютера, а не с телефона, чтобы ребенок хорошо видел презентацию и действия ведущего.

Убедитесь, что рабочее место удобно и хорошо освещено. Нельзя делать эксперимент на полу или кровати.

Стоит защитить рабочее место пленкой или бумагой, чтобы после занятия было проще привести в порядок стол.

Разместите веб-камеру так, чтобы было видно и лицо ребенка, и его рабочее место.

Если прерывается соединение и Zoom “вылетает”, подключитесь к конференции заново по ссылке на портале.

Сегодня мы сделали
1
На модели генома бактерий (1:1600) убедились, что плазмида, примерно, в 100 раз короче, чем бактериальная хромосома. Обе молекулы ДНК замкнуты в кольцо.
2
Провели конференцию по генной инженерии. Разбились на сторонников и противников ГМО, обсудили аргументацию обеих сторон.
3
Собрали из наклеек плазмиду для производства инсулина.
4
Смоделировали эксперимент по производству инсулина в бактериях. Для этого приготовили плотную питательную среду (с агаром) и компетентные клетки. Трансформировали компетентные клетки плазмидой с геном инсулина. Посадили трансформированные клетки (трансформанты) на чашку Петри с плотной питательной средой.
5
Научились проводить эксперименты по протоколу.
Сегодня мы узнали
1
ДНК — это длинная двухцепочечная молекула, носитель генетической информации всех живых организмов. Кроме того, ДНК — это полимер, т.е. она состоит из повторяющихся звеньев-мономеров.
2
Генные инженеры занимаются тем, что выделяют гены из организмов, изменяют их последовательность, а затем вставляют обратно в организмы. Причем не обязательно в те же, откуда гены были выделены.
3
Самый простой объект для генных манипуляций — это бактерии. У бактерий ДНК содержится в единственной замкнутой в кольцо хромосоме, а также в маленьких кольцевых образованиях — плазмидах.
4
Ученые научились вставлять в плазмиды гены на свое усмотрение и заставлять бактерии производить белки, которые им хочется. Например, так в бактериях получают белок инсулин, жизненно необходимый больным диабетом.
5
Для того, чтобы внедрить чужеродную ДНК в бактерии — придется постараться. Так просто ДНК не преодолеет мембрану. Процесс “разрыхления” мембраны бактерий и внедрения ДНК из внешней среды называется трансформацией, а клетки готовые к внедрению ДНК — компетентными.