4 занятие
Проверка информации
Будем учиться технике безопасности при работе с информацией (обойдемся без резиновых перчаток). Научимся отличать мнение от факта, проверим чужие утверждения на верифицируемость и фальсифицируемость, а еще узнаем, с помощью каких приемов телевизору и интернету удается нас обмануть. А в конце занятия прочитаем сенсационную статью и проанализируем, что с ней не так.
Сегодня мы узнали
1
Познакомились с бритвой Оккама — одним из главных инструментов начинающего критического мыслителя. Это — принцип, согласно которому наиболее простое объяснение с большей вероятностью окажется верным.
2
Узнали, чем верифицируемость отличается от фальсифицируемости. Верифицируемость — это возможность проверить заявление с помощью опыта или наблюдения, а фальсифицируемость — возможность его опровергнуть. Изначально верифицируемость и фальсифицируемость придумывались как критерии научности, но сейчас их можно использовать для того, чтобы понять, стоит ли относиться к чужому заявлению со здоровой долей подозрения.
3
Также ознакомились с двумя важными принципами: “Бремя доказательства лежит на утверждающем”, который сформулировал Бертран Рассел, и “Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств”, который сформулировал Карл Саган.
4
Поговорили об информации и ее основных источниках в современном мире.
5
Выяснили, что факт отличается от мнения тем, что объективен, его можно проверить и с ним нельзя поспорить. А вот мнение наоборот — субъективно, может быть оспорено, и его трудно назвать истинным — оно может быть более или менее убедительным и подтвержденным фактами. Узнали, что ученые из неназванного университета или сосед, который работает врачом — не лучший источник информации. Познакомились с приемами, которыми недобросовестные авторы любят привлекать внимание, а также с признаками материала, которому можно доверять: использование фактов и проверяемой информации, надежных источников, отсутствие ярко выраженных оценок и выводов, которые делаются за читателя.
Сегодня мы сделали
1
Начали занятие со спора ведущим, который утверждал, что у него есть невидимый розовый пони, которого невозможно зафиксировать органами чувств или с помощью приборов. На любые сомнения ведущий заявлял, что сначала дети должны доказать, что пони у него нет. Выяснили, что ведущий не прав, и дети имеют полное право ему не поверить.
2
В процессе разобрались:

 — как бритва Оккама срезает различные конспирологические теории, например, о тайном мировом правительстве: ведь для того, чтобы допустить, что они верны, нам надо принять сразу несколько маловероятных допущений;
 — какие утверждения можно доказать или опровергнуть, а какие нельзя;
 — что общего у амёбы и Эйнштейна (они оба действуют методом проб и ошибок);
 — кто все-таки должен доказывать существование невидимого розового пони: ведущий или дети.
3
Научились отличать мнение от факта. Разобрались, что делать очень мнительному персонажу, который испугался страшного заголовка статьи (найти оригинальный источник и почитать, что же там имелось в виду изначально).
4
В конце занятия разгромили газетную статью, в которой говорилось о том, что иметь друзей — вредно.
Посмотреть
Серии Смешариков “Последняя радуга” и “В начале было слово”

“Последняя радуга” — серия про то, как работает желтая пресса. “В начале было слово” — про историю, а точнее про ее интерпретацию в зависимости от взглядов исследователя. Обе серии взрослым тоже понравятся.
Почитать
Роулинг Джоан Кэтлин
А точнее, обратить внимание на сюжетную линию Риты Скитер, журналистки, которая ради хорошей сенсации готова прибегать к нечестным приемам — от использования запрещенной магии до откровенного вранья в своих статьях. Эпизоды с ней прекрасно показывают, как опасна может быть журналистика.

Бон Аннемари
Практическое пособие по тому, как читать новости, искать информацию в интернете и не попадаться на чужие уловки.
Смит Джонатан
Книга профессора психологии Джонатана Смита о том, откуда берутся распространенные заблуждения, например, о пользе акупунктуры или правдивости гороскопов, и как, пользуясь знаниями логики и психологии, с ними бороться.

Ася Казанцева
Книга известного популяризатора науки Аси Казанцевой, в которой рассказано, откуда взялись самые популярные научные мифы — вроде прививок, вызывающих страшные заболевания у детей, и как разобраться в спорных вопросах, не будучи ученым.
Статья “Правого полушария интроверта” о симулякрах

Короткое объяснение того, что такое симулякры, и почему о них важно помнить, когда мы имеем дело с современными медиа и рекламой. Кстати, именно философу Жану Бодрийяру, который ввел термин “симулякр”, мы должны быть благодарны за фильм “Матрица”, чьи создатели вдохновлялись именно его работами.
Блог less_wrong о рациональном мышлении (версия на русском языке).

Кстати, его автор, Элиезер Юдковский, известен не только как исследователь искусственного интеллекта и энтузиаст рациональности, но и как автор фанфика “Гарри Поттер и методы рационального мышления” о том, как Гарри вырос в семье профессора и теперь исследует магию с научной точки зрения. Читать его можно лет с 16. Кстати, существует мнение, что версия Юдковского превзошла оригинал.