2 занятие
Логика и аргументация
Погрузимся в формальную и неформальную логику. Познакомимся с логическими законами, попробуем понять, правильное ли перед нами рассуждение, и в ходе дискуссии освоим аргументационные приемы и уловки. А еще поговорим о дедукции и индукции, разгромим софизмы и попробуем не сломать голову о парадоксы.
Сегодня мы сделали
Всё занятие тренировались ошибаться, чтобы больше этого не делать:
1
Сознательно нарушили законы логики в учебных целях

2
Составили высказывание с верной логической формой, которое все равно оказалось ложным
3
Убеждали друг друга, используя допустимые и недопустимые аргументы, а заодно учились выявлять уловки и ошибки в чужой аргументации
4
Памятку по аргументационным ошибкам и уловкам
Сегодня мы узнали
1
Выяснили, что все-таки мы не рогаты, а рассуждение о рогах — софизм. Узнали, что софисты любят запутывать собеседника с помощью намеренных ошибок в рассуждении, уловок и манипуляций, и узнали, что противостоять им можно с помощью логики.
2
Логика:

  1. появилась в Древней Греции — ведь развитие науки в ней сделало появление строгих правил размышления жизненно необходимым;
  2. изучает законы и формы мышления;
  3. бывает формальной, то есть изучающей исключительно форму мышления, и неформальной, изучающей применение мышления в конкретных ситуациях;
  4. считает истиной соответствие объективному положению дел.
3
Узнали, что самое простое рассуждение состоит из посылок и вывода и называется умозаключением. Научились определять, правильное ли умозаключение перед нами. Дело в том, что правильное по форме умозаключение будет истинными всегда при наличии истинных посылок. Убедиться, что умозаключение неправильно, очень просто — достаточно подобрать для него контрпример с истинными посылками.
Например, такое умозаключение:

Если лекарство эффективно, то вам станет лучше.
Вам стало лучше.
Значит, лекарство эффективно.

Если из одного события следует второе событие, и второе событие произошло, то это вовсе не означает, что произошло и первое событие. Чтобы убедиться в этом, достаточно придумать иную ситуацию, при которой вам могло бы стать лучше: например, эффект плацебо, или организм просто поборол болезнь сам, или вам помогло другое лекарство.
4
Убедились, что умозаключение может быть абсолютно правильным с точки зрения логической формы, но при этом все равно оказаться ошибочным из-за неправильных посылок. Освоили важный принцип — закон достаточного основания (Каждое суждение должно быть достаточно обосновано) и поговорили о том, что можно считать достаточным обоснованием.
5
От формальной логики плавно перешли к неформальной — познакомились с теорией аргументации и убедились, что нужна она не только логикам да философам.
6
Выяснили, что такое тезис и чем он отличается от простого высказывания, что такое аргумент и почему зачастую он убедительный, а не доказательный. Познакомились с распространенными логическими ошибками в спорах, и уловками, которые используют нечестные аргументаторы.

Вот их краткий список:

- Ссылка на свой опыт
Это правильно, потому что случалось со мной

- Ссылка на мнение большинства (argumentum ad populum)
Это правильно, потому что многие так считают

- Апелляция к авторитету (argumentum ad verecundiam)
Это правильно, потому что так сказал академик/ученый/моя мама

- Порочный круг, или доказательство тезиса через сам тезис
Есть чипсы вредно, потому что они не полезные

- Апелляция к личности противника (argumentum ad homien)
То, что ты говоришь, неправильно, потому что ты двоечник/раньше врал/не имеешь диплома МГУ

- Доведение до абсурда (argumentum ad absurdum)
Кстати, в формальной логике существует операция с таким же названием, и она может использоваться в качестве доказательства. Но в том виде, в котором она используется в аргументации, представляет собой уловку.

То, что ты говоришь, неправильно, потому что если довести это до крайности, это будет неправильным

Например: Играть в футбол здорово? И что, давайте целыми днями мяч гонять и больше ничего не делать, да?

- Подмена тезиса (“пугало")
То, что ты говоришь, неправильно — смотри, я немного ослабил твой тезис и разбил его в пух и прах!

Например:
— Сладкое вредно для здоровья, поэтому не надо им злоупотреблять.
— И что, никогда не есть сладкого? Сейчас я покажу, почему это неправильно. Во-первых…

8
Важно: Примеры могут дополнять аргументы, но не могут выступать вместо них!
Также поговорили о том, почему бремя доказательства не лежит на сомневающемся. А в конце занятия увидели, что иногда даже логика может давать сбои, познакомившись с классическим парадоксом — парадоксом лжеца. Вот его варианты:

“Данное утверждение ложно”.

“Я лгу. Правду ли я сейчас сказал(а)?”

“Критянин Эпименид говорит, что все критяне — лжецы. Правду ли он говорит?”

* Кстати, аналогичный парадокс, также строящийся на самореференции (то есть закольцовывании высказывания на самом себе), называется парадоксом брадобрея.

Вот он:

В деревне живёт брадобрей. Он бреет только тех жителей деревни, которые не бреются сами.
Бреет ли брадобрей сам себя?

Попробуйте разобрать его на досуге — а если понравится, можете придумать аналогичный парадокс.
Домашнее задание
Проведите небольшой эксперимент:

У 5 людей спросите: Как ты думаешь, стран в Африке меньше 20 или больше 20? А сколько именно, как ты считаешь? (ответы запишите)

У других 5 людей спросите: Как ты думаешь, стран в Африке меньше 110 или больше 110? А сколько именно, как ты считаешь? (ответы запишите)

Сравните между собой ответы двух групп. Видите ли вы какую-то закономерность?


  1. * Задание со звездочкой — придумать свой парадокс, аналогичный парадоксу лжеца или брадобрея.
Для детей
Р.С.Смаллиан
Это сборник задач по логике, но совершенно особенный — приправленный парадоксами, размышлениями и отличным чувством юмора Рэймонда Смаллиана, американского математика, фокусника, философа-даоса и вообще крайне неординарной личности.
А.А.Ивин
Книга, написанная еще в СССР, в очень дружелюбной манере знакомит читателя с логикой. Она писалась для детей школьного возраста, но отлично подойдет и взрослым, которые просто хотят освежить знание логики и потренировать мозг.
А. Уемов
Книга, посвященная логическим ошибкам. В ней полно примеров, как формальных, так и взятых из жизни. Очень полезное чтение для тех, кто серьезно намерен разобраться в логике, но пока с ней только знакомится. Небольшой дисклеймер: книжка писалась в пятидесятые, поэтому надо быть готовым к примерам про марксизм-ленинизм.
Для родителей
Статья, в которой хорошо объясняется, чем правдоподобное рассуждение отличается от достоверного, и как не допускать распространенных логических ошибок, когда рассуждаешь.
Доксиадис, Пападимитриу
Графическая новелла, рассказывающая о британском математике, философе, логике и лауреате Нобелевской премии по литературе Бертране Расселе. Важнейшие вопросы философии и математики переплетаются с проблемами внутреннего и внешнего мира героев.
Платон
Последняя речь древнегреческого философа Сократа на суде, который приговорил его к смертной казни. Именно в ней произносится знаменитая фраза: “Я знаю только то, что ничего не знаю — но некоторые не знают и этого”. Не столько про логику, сколько про знание, мудрость и истину вообще. Но и с точки зрения того, как вести дискуссию и аргументировать, будет полезным.
Людвиг Витгенштейн
Скажем сразу, это уровень hard - зайдет не каждому. Но того, кто готов сразиться с текстом, она впечатлит. Вторая и последняя крупная работа логика и философа Людвига Витгенштейна исследует человеческий язык с обыденной точки зрения и языковые игры, которые часто заводят нас в ловушку.
Поиграть
Азер Назаров
Попробуйте устроить дебаты всей семьей или вместе с друзьями. О том, как их правильно организовать, подробно рассказывается в книге “Дебаты. Искусство спора”, но также можно найти информацию в открытых источниках.
Посмотреть
За этими задачами можно провести несколько увлекательных вечеров вне зависимости от возраста. Отдельный плюс — красивый видеоряд, сопровождающий условия. Видео на английском, но есть русские субтитры.
Видео-лекция о том, что такое критическое мышление вообще, а также об основах логики и аргументации.