На этом занятии познакомились с главным героем этого интенсива – мышонком Критом, которому предстоит пройти путь Размышленья и развить навыки критического мышления.
Мы узнали, что такое психика и психические процессы, обсудили, что такое мышление, с точки зрения психологии и как оно работает. Обсудили, как критическое мышление связано с процессом сомнения, и даже побывали в гостях у философа Декарта. Развили наблюдательность и внимательность. Узнали про аргументацию – искусство спора, а, главное, потренировались в аргументах.
Сегодня мы решали разные задачи на внимательность:
1
В саду растут 4 дуба. На каждом дубе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких ветки. На каждой маленькой ветке висит по 4 яблока. Сколько яблок всего висит в саду?
Чтобы не попасть в просак, нужно очень внимательно читать задания. Медленно, проверяя каждое слово. А после того, как прочитали задачу полностью, можно вернуться и перечитать. Ответ: Яблоки на дубах не растут.
2
Собака была привязана к 10-метровой веревке. А прошла 200 метров! Как ей это удалось?
Условия, о которых не сказано, тоже условия!
Ответ: Веревка ни к чему не привязана; Собака ходила вперед-назад; ходила по кругу и против круга.
3
У матери Фабиана трое сыновей-близнецов. Она любит всех одинаково. Старается быть честной и справедливой. Каждому ребенку она завела отдельный рюкзачок и подписала его именем. Рюкзачки подписаны именами детей: Бим, Бом и... Как подписан третий рюкзачок?
Ответ: Фабиан.
4
Наблюдательность мы тренировали, с помощью картинок «Найти отличия».
Сегодня мы узнали
1
Мы познакомились со структурой аргументации:
• Искусство убеждения с помощью рассуждения • У нас есть наша основная мысль, которую мы хотим донести (тезис) • И аргументы, которые нашу основную мысль доказывают
2
Потренировались отличать тезис от другого высказывания:
• В Москве сейчас осень. • Осенью необходимо при любой погоде носить шапку.
1 – не тезис, а утверждение. 2 – тезис, так как содержит оценку говорящего.
3
Поняли, как соотносятся аргументы и примеры (примеры могут лишь усиливать аргумент).
• Пример не может быть самостоятельным аргументом. «Надо носить шапку, потому что я вон на той неделе погулял без шапки, ага! И что! Валялся потом с насморком!»
• Пример может лишь усиливать аргумент! «Погода осенью крайне обманчива. Обратите внимание, даже приложение погоды пишет актуальную температуру, а ниже – ощущается как… За солнцем можно не увидеть ветра. Я вот так повелся на солнце и заболел.»
4
Обсудили правила аргументации, а также нечестные приемы, на которые не стоит вестись в спорах:
• Ссылка на свой опыт (На Марсе есть море и пальмы, так как я там был) • Ссылка на авторитет (Учитель в школе сказала, что земля квадратная) • Ссылка на мнение большинства (Да у меня весь класс ходит зимой без шапки, и ничего) • Порочный круг (Есть чипсы вредно, потому что они неполезные) • Переход на личности (И это мне говорит человек с такой прической?!) • Доведение до абсурда (Играть в футбол здорово? И что, давайте целыми днями мяч гонять и больше ничего не делать, да?)
Домашнее задание
1. У Ричарда и Пола есть одинаковая сумма денег. Сколько Ричард должен дать Полу, чтобы у того стало на 10 долларов больше, чем у него? 2. Крыша одного дома несимметрична: один скат её составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой — угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. Куда оно упадёт: в сторону более пологого или крутого ската? 3. В тёмной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Какое наименьшее число носков нужно взять из ящика, чтобы из них можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета? 4. Предположим, что на границе между США и Канадой произошла авиакатастрофа. В какой из двух стран должны быть похоронены уцелевшие пассажиры?
Обычные истории, с которыми сталкивался каждый ребенок. Авторы объясняют, как в таких ситуациях мыслить критически и попутно рассказывают об исследованиях из разных социальных наук.
Довольно легко написанная научно-популярная книга о том, как устроено наше мышление, и какие ошибки из этого вытекают. отдельными главами справятся и дети.
Одной из главных проблем нашего мышления является ограниченность ресурсов внимания. Чиксентмихайи рассказывает, как в отдельных случаях это ограничение удается преодолеть попав в состояние потока.
Книга рассказывает о наших искаженных представлениях о собственной психической деятельности, которые не просто ошибочны, но могут быть и опасны.
купить книгу
Поиграть
Для развития навыков концентрации полезно играть в игры, требующие значительного напряжения на какие-то периоды. Выбирайте игры по своему усмотрению, мы можем порекомендовать:
Игра Brainy Trainy «Программирование» формирует комплексное представление об алгоритмах и циклах, учит выявлять закономерности и причинно-следственные связи, а также помогает освоить основы комбинаторики.
Лёгкая карточная игра на внимательность, сообразительность и умение сопоставлять. Придумана игра была в далёком 1974 году исключительно для семейного развлечения, а издана впервые была только в 1991 году и с тех пор обрела огромную популярность.
купить игры
Попробуйте устроить дебаты всей семьей или вместе с друзьями. О том, как их правильно организовать, подробно рассказывается в книге "Дебаты. Искусство спора", но также можно найти информацию в открытых источниках.