1 занятие
Мышление
Узнаем, что такое мышление с точки зрения психологии. Расскажем как по мнению нобелевского лауреата Д. Канемана работает наше мышление при решении разных задач. Убедимся, что мы часто ошибаемся и обсудим почему тем не менее такое устройство мышления выгодно с точки зрения эволюции. В конце поговорим, как нам могут помочь знания о собственном мышлении.
Что решали на занятии:
1
Некто описывает своего соседа: ПЕТР очень застенчив и нелюдим, всегда готов помочь, но мало интересуется окружающим и действительностью. Он тихий и аккуратный, любит порядок и систематичность и очень внимателен к деталям. КЕМ вероятнее работает ПЕТР: трактористом или библиотекарем?
2
Мячик и бейсбольная бита вместе стоят 1 доллар 10 центов. Бита стоит на доллар дороже мячика. Сколько стоит мячик?
3
Все розы – цветы.
Некоторые цветы быстро вянут.
Следовательно, некоторые розы быстро вянут.
Следует ли вывод из первых двух предложений?
4
Задания выполнялись испытуемыми последовательно.
Сначала испытуемые смотрели фильм. Одной из двух групп давали указание подавлять эмоциональную реакцию во время фильма, вызывающего сильные чувства. Участники этой группы хуже проходили следующий за фильмом тест на физическую выносливость, когда их просили сильно сжимать динамометр, противодействуя нарастающему чувству дискомфорта.
В другом эксперименте испытуемых сначала просили выбирать за столом «здоровую» пищу – редис и сельдерей, сопротивляясь искушению съесть пирожное или шоколад. Эти испытуемые раньше других сдавались при выполнении трудного когнитивного задания.
5
Испытуемым предложили посмотреть без звука короткую запись разговора с женщиной и истолковать ее жесты. По экрану медленно проходила последовательность слов, испытуемых попросили не обращать внимание на них и при отвлечении внимания снова сосредоточится на поведении женщины.
В перерыве испытуемым дали лимонад. Некоторые испытуемые получили лимонад с глюкозой, некоторые с сахарозаменителем.
Затем все выполняли задание, в котором для правильного решения нужно отвергнуть интуитивный ответ. Испытуемые, выпившие лимонад с глюкозой ошибались реже.
6
Если 5 машин за 5 минут делают 5 деталей, то за какое время 100 машин сделает 100 деталей.
100 минут или 5 минут?
7
На озере растут кувшинки. Покрытая ими площадь каждый день удваивается.
Если кувшинки полностью покрывают озеро за 48 дней, то сколько дней потребуется для того, чтобы они заняли его наполовину 24 дня или 47 дней?
Что узнали на занятии:
1
Мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Интеллект – способность к мышлению. Мышление – процесс, в котором реализуется интеллект.
2
Д. Канеман выделяет в мышлении человека две системы. Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, ее действия автоматические и непроизвольные. Тем не менее действия Системы 1 могут генерировать сложные схемы мыслей, но не могут упорядочить их.
3
Система 2 связана с вниманием и сознательными умственными усилиями. Система 2 может ограничивать импульсы Системы 1, но ей для этого требуется энергия, которая истощается.
4
У такого устройства есть плюсы: Эффективное разделение труда – наилучшая производительность при минимуме усилий.
5
Наши ошибки происходят из-за недостатков этой системы: автономности и быстрым но не всегда верным суждениям Системы 1, истощения ЭГО, ленности Системы 2.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания обоснуйте, почему это суждение не верно:
"Что вы не теряли, то имеете. Рога вы не теряли. Следовательно, вы рогаты."

Для детей
Никита Непряхин, Тарас Пащенко 
Обычные истории, с которыми сталкивался каждый ребенок. Авторы объясняют, как в таких ситуациях мыслить критически и попутно рассказывают об исследованиях из разных социальных наук.
Для родителей
Даниэль Канеман
Довольно легко написанная научно-популярная книга о том, как устроено наше мышление, и какие ошибки из этого вытекают. отдельными главами справятся и дети.

Михай Чиксентмихайи
Одной из главных проблем нашего мышления является ограниченность ресурсов внимания. Чиксентмихайи рассказывает, как в отдельных случаях это ограничение удается преодолеть попав в состояние потока.
Кристофер Шабри
Дэниел Саймонс
Книга рассказывает о наших искаженных представлениях о собственной психической деятельности, которые не просто ошибочны, но могут быть и опасны.
Поиграть
Для развития навыков концентрации полезно играть в игры, требующие значительного напряжения на какие-то периоды. Выбирайте игры по своему усмотрению, мы можем порекомендовать:
Настольная игра
это всемирно известная игра-детектив, впервые изданная в Великобритании в 1948 году.
Настольная игра
Игра Brainy Trainy «Программирование» формирует комплексное представление об алгоритмах и циклах, учит выявлять закономерности и причинно-следственные связи, а также помогает освоить основы комбинаторики.
Настольная игра 
Лёгкая карточная игра на внимательность, сообразительность и умение сопоставлять. Придумана игра была в далёком 1974 году исключительно для семейного развлечения, а издана впервые была только в 1991 году и с тех пор обрела огромную популярность.