4 занятие
Проверка информации
Сегодня мы узнали
1
Узнали, что в науке есть проверяемость и опровергаемость. Проверяемость — это возможность проверить заявление с помощью опыта или наблюдения, а опровергаемость — возможность его опровергнуть. Их можно использовать для того, чтобы понять, стоит ли относиться к чужому заявлению со здоровой долей подозрения. Ведь, если заявление нельзя подтвердит или опровергнуть, то к нему стоит отнестись с подозрением.
И сразу же проверили: Можем ли мы подтвердить или опровергнуть эти заявления?
1) В Москве сейчас зима. (да)
2) В Китае сейчас больше мужчин, чем женщин. (да)
3) Самая вкусная еда на свете – шоколадный торт. (нет, очень субъективно, у всех разные критерии)
Если вы не носите шапочку из фольги, то вас зомбируют. Если вы говорите, что с вами все в порядке, то это потому, что вас уже зомбировали. (нет)
2
Важно помнить:
• Если утверждение можно проверить или опровергнуть – мы можем с ним дальше работать.
• При этом, если мы его опровергли (оно оказалось ложным) – это нормально!
• Так и работает наука.
• Ученый выдвигает предположение, проводит эксперимент, приходит к выводу, что да, так работает ИЛИ, что да, так НЕ работает.
• И оба варианта хорошие: проверили и вперед предполагать дальше!
3
Также ознакомились с двумя важными принципами: “Бремя доказательства лежит на утверждающем”, который сформулировал Бертран Рассел, и “Экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств”, который сформулировал Карл Саган.
4
Таким образом, мы смогли убедить злобного эльфа, что никак не можем поверить ему:
1. Чтобы допустить, что у меня есть пони, мы также должны допустить, что он невидимый, неслышный, и неосязаемый, его нельзя уловить никакими приборами, и при этом он розовый. Насколько вообще вероятен такой пони? – бритва Оккама
2. Существование этого пони нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Как мы можем всерьез обсуждать его с точки зрения доказательств?
3. Доказывать и приводить аргументы должен не тот, кто сомневается в существовании такой странной вещи, как невидимый розовый пони, а тот, кто говорит, что этот пони есть.
5
Поговорили об информации и ее основных источниках в современном мире. Выяснили, что факт отличается от мнения тем, что объективен, его можно проверить и с ним нельзя поспорить. А вот мнение наоборот — субъективно, может быть оспорено, и его трудно назвать истинным — оно может быть более или менее убедительным и подтвержденным фактами. Узнали, что ученые из неназванного университета или сосед, который работает врачом — не лучший источник информации. Познакомились с приемами, которыми недобросовестные авторы любят привлекать внимание, а также с признаками материала, которому можно доверять: использование фактов и проверяемой информации, надежных источников, отсутствие ярко выраженных оценок и выводов, которые делаются за читателя.
6
Обсудили, что из этого мнение, а что – факты?
1) Температура кипения воды – 100 градусов? - факт
2) Слон крупнее собаки – факт
3) К сожалению, 60% россиян не верит в психологию – мнение («к сожалению» - оценочное высказывание)
4) Я люблю сырники на завтрак (мнение)
5) 86% процентов жителей сообщают, что любят встречать новый год дома (факт, но еще бы ссылку на источник увидеть!)
Изучать критическое мышление – важно! (как бы не были с этим согласны, все же, это лишь наше мнение)
7
Источник информации: откуда пришла эта информация? Это сказал дядя Вася, мамин сосед, или это доктор, имеющий лицензию и научную степень? Разные вещи, согласитесь.

Не очень хороший источник…
- Британские/ Челябинские/ Китайские ученые (Тк нет четкого указания, где можно посмотреть. Пока сами не увидим, не доверяем на 100%)
- Бабушкина знакомая, которая всю жизнь медсестрой проработала
- Одна статья из архивов, которые засекречены, но нашему корреспонденту удалось увидеть их одним глазком

Приемлемый источник.
- Московские ученые из РГГУ факультета политологии кафедры мировой политологии
- Врач И.И.Иванов, заведующий хирургическим отделением больницы №14 города Лесного (приемлемый, тк в результате поиска, окажется, что такого врача не существует)
- Статья в девятом выпуске журнала «Наука», 2020 год
8
Обсудили слова- маркеры, которые должны нас насторожить:
  • Сенсация!
  • Шок!
  • Ученые скрывают
  • Революционное открытие…
  • Переворот в науке!
  • Великая тайна
  • Мировой заговор
  • Смертельная опасность!
  • Человечеству конец!
Так как они эмоционально-заряжены и вызывают у нас яркую реакцию.
9
Мы убедились, что хорошая статья/источник:
• Использует факты, а не мнения
• Избегает ярко оценочных суждений
• Информацию можно проверить, указаны ее источники
• Нет манипулятивных приемов (вспомним аргументационные уловки)
• Позволяет увидеть разные взгляды на проблему
• Не делает выводы за читателя/зрителя
10
В конце занятия разгромили тик-ток, в которой говорилось о том, что изучать критическое мышление — вредно. Вот вырезки из тик-тока:

  • ШОК СЕНСАЦИЯ СРОЧНО СЛУШАТЬ ВСЕМ!
  • Спасите своих детей от мышления!!! Мышление вредит их … их… Ну просто всему вредит!!!
  • Поверьте мне, меня зовут Даринэсса Спектрисса и я академик! И вся моя академическая академия со мной согласна!
  • Значит так, не стоит вашим детям мыслить, потому что если они будут мыслить, то будут не счастливыми. Пусть не мыслят.
  • Значит, мое экспертное мнение следующее: из-за работы мышления мы ошибаемся. Потом грустим. Поэтому не надо мышлением заниматься вообще.
  • Мы провели исследование, и там все подтвердилось. Опубликовать его пока не удалось, но, главное, что все подтвердилось. Уж поверьте.
  • Конечно, другие могут говорить, что мышление – это важно и нужно, с помощью него мы познаем мир. Не верьте! Это все инопланетное влияние, они нас все хотят завербовать. Лучше не мыслить и жить счастливо!
11
Наконец, мы смогли аккумулировать опыт наших 4 занятий:

Теперь я:
1) Знаю, что информацию можно подвергать сомнению; а для этого мне нужно быть внимательным и наблюдательным;
2) Умею аргументировать и могу не поддаваться на аргументационные уловки;
3) Знаю, что мышление может ошибаться и понимаю, что это нормально;
4) Могу восполнить свой ресурс, если понимаю, что потратил его на работу системы 2;
5) Ищу несколько смыслов и могу не попасться на удочку;
6) Могу проверить информацию разными способами;
7) Отличаю мнение от факта и хороший источник от плохого!
Сегодня мы сделали
1
Помогли Криту справится со злобным эльфом, который утверждал, что у него есть невидимый розовый пони, которого невозможно зафиксировать органами чувств или с помощью приборов. На любые сомнения эльф заявлял, что сначала дети должны доказать, что пони у него нет.

Помог нам в этом добрый эльф, который рассказал нам про инструменты критического мышления.
2
Познакомились с бритвой Оккама — одним из главных инструментов начинающего критического мыслителя. Это — принцип, согласно которому наиболее простое объяснение с большей вероятностью окажется верным.
3
Даже попробовали самостоятельно применить ее по отношению к человеку, который утверждает, что пирамиды построили инопланетяне.

Возможно. Но тогда нам надо допустить:
1. инопланетяне существуют.
2. если они существуют, то прилетали на Землю.
3. они прилетали на Землю не для того, чтобы нас завоевать или поселиться здесь, а просто чтобы построить пирамиды и потом улететь

Что вероятней: что пункты 1, 2, 3 правда, или что человек врет или ошибается?
4
Однако, бритва – штука острая, и пользоваться ей надо осторожно: даже если объяснение простое, оно не обязательно верное!

Выбирать надо объяснение, которое проще, но при этом полное и имеет доказательства.
Посмотреть
Серии Смешариков “Последняя радуга” и “В начале было слово”

“Последняя радуга” — серия про то, как работает желтая пресса. “В начале было слово” — про историю, а точнее про ее интерпретацию в зависимости от взглядов исследователя. Обе серии взрослым тоже понравятся.
Для детей
Роулинг Джоан Кэтлин
А точнее, обратить внимание на сюжетную линию Риты Скитер, журналистки, которая ради хорошей сенсации готова прибегать к нечестным приемам — от использования запрещенной магии до откровенного вранья в своих статьях. Эпизоды с ней прекрасно показывают, как опасна может быть журналистика.

Бон Аннемари
Практическое пособие по тому, как читать новости, искать информацию в интернете и не попадаться на чужие уловки.
Для родителей
Смит Джонатан
Книга профессора психологии Джонатана Смита о том, откуда берутся распространенные заблуждения, например, о пользе акупунктуры или правдивости гороскопов, и как, пользуясь знаниями логики и психологии, с ними бороться.

Ася Казанцева
Книга известного популяризатора науки Аси Казанцевой, в которой рассказано, откуда взялись самые популярные научные мифы — вроде прививок, вызывающих страшные заболевания у детей, и как разобраться в спорных вопросах, не будучи ученым.
Статья “Правого полушария интроверта” о симулякрах

Короткое объяснение того, что такое симулякры, и почему о них важно помнить, когда мы имеем дело с современными медиа и рекламой. Кстати, именно философу Жану Бодрийяру, который ввел термин “симулякр”, мы должны быть благодарны за фильм “Матрица”, чьи создатели вдохновлялись именно его работами.
Блог less_wrong о рациональном мышлении (версия на русском языке).

Кстати, его автор, Элиезер Юдковский, известен не только как исследователь искусственного интеллекта и энтузиаст рациональности, но и как автор фанфика “Гарри Поттер и методы рационального мышления” о том, как Гарри вырос в семье профессора и теперь исследует магию с научной точки зрения. Читать его можно лет с 16. Кстати, существует мнение, что версия Юдковского превзошла оригинал.