Мы обсудили, что в любом предложении или вопросе могут быть заложены разные смыслы, даже если так не кажется на 1 взгляд. Для этого мы вспомнили отрывок из чудесной книги о приключении Пеппи-длинный чулок:
Пеппи подошла к мешку и вынула из него пустую бутылку. Бумагу и карандаш она, к счастью, тоже предусмотрительно захватила. Все это положила на камень перед Томми.
– Пиши, – сказала она ему, – для тебя это более привычное дело, чем для меня.
– А что я должен написать? – спросил Томми.
– Дай подумать, – сказала Пеппи. – Ты можешь написать вот так: «Спасите нас, пока мы еще живы! Без нюхательного табака мы через два дня погибнем во цвете лет на этом пустынном острове».
– Да нет, Пеппи, так нельзя писать, – укоризненно сказал Томми, – это ведь неправда.
Почему?
– Мы не можем написать «без нюхательного табака», – настаивал на своем Томми.
– Почему это не можем? – возмутилась Пеппи. – Разве у тебя есть нюхательный табак?
– Нет, – сказал Томми.
– А может, у Анники есть табак?
– Нет, конечно, нет, но…
– Так, может, у меня есть? – не унималась Пеппи.
– Нет, ни у кого из нас нет нюхательного табака, это верно, – сказал Томми, – но ведь мы его и не употребляем.
– Ну да, именно это я и хочу сказать, Я прошу тебя написать: «Без нюхательного табака мы через два дня…»
– Но если мы так напишем, люди подумают, что нам необходим нюхательный табак, что мы без него жить не можем, в этом я уверен, – упирался Томми,
– Послушай, Томми, – сказала Пеппи, – ответь мне на один вопрос: у кого чаще нет нюхательного табака – у тех, кто его употребляет, или у тех, кто его не употребляет?
– Конечно, у тех, кто его употребляет, – ответил Томми.
– Ну так чего ты споришь? – возмутилась Пеппи. – Пиши, как я говорю.
И Томми написал: «Спасите нас, пока мы еще живы! Без нюхательного табака мы через два дня погибнем во цвете лет на этом пустынном острове».
Пеппи сложила бумажку, засунула ее в бутылку, заткнула бутылку пробкой и бросила бутылку в воду.
– Скоро появятся наши спасители, – заявила она.
Для того, чтобы найти все смыслы, узнали, что нужно делать.
• Внимательно прочитайте предложение
• Определите суть – что у нас спрашивает автор?
• Найдите слово или слова, которые могут иметь не одно значение, а несколько (замок).
• Вспомните, какие значения они могут иметь.
• Проверьте, можно ли подставить эти значения и понять смысл по-разному?