3 занятие
Учимся задавать вопросы
Сегодня мы сделали
1
Мы обсудили, что в любом предложении или вопросе могут быть заложены разные смыслы, даже если так не кажется на 1 взгляд. Для этого мы вспомнили отрывок из чудесной книги о приключении Пеппи-длинный чулок:
Пеппи подошла к мешку и вынула из него пустую бутылку. Бумагу и карандаш она, к счастью, тоже предусмотрительно захватила. Все это положила на камень перед Томми.
– Пиши, – сказала она ему, – для тебя это более привычное дело, чем для меня.
– А что я должен написать? – спросил Томми.
– Дай подумать, – сказала Пеппи. – Ты можешь написать вот так: «Спасите нас, пока мы еще живы! Без нюхательного табака мы через два дня погибнем во цвете лет на этом пустынном острове».
– Да нет, Пеппи, так нельзя писать, – укоризненно сказал Томми, – это ведь неправда.

Почему?
– Мы не можем написать «без нюхательного табака», – настаивал на своем Томми.
– Почему это не можем? – возмутилась Пеппи. – Разве у тебя есть нюхательный табак?
– Нет, – сказал Томми.
– А может, у Анники есть табак?
– Нет, конечно, нет, но…
– Так, может, у меня есть? – не унималась Пеппи.
– Нет, ни у кого из нас нет нюхательного табака, это верно, – сказал Томми, – но ведь мы его и не употребляем.
– Ну да, именно это я и хочу сказать, Я прошу тебя написать: «Без нюхательного табака мы через два дня…»
– Но если мы так напишем, люди подумают, что нам необходим нюхательный табак, что мы без него жить не можем, в этом я уверен, – упирался Томми,
– Послушай, Томми, – сказала Пеппи, – ответь мне на один вопрос: у кого чаще нет нюхательного табака – у тех, кто его употребляет, или у тех, кто его не употребляет?
– Конечно, у тех, кто его употребляет, – ответил Томми.
– Ну так чего ты споришь? – возмутилась Пеппи. – Пиши, как я говорю.

И Томми написал: «Спасите нас, пока мы еще живы! Без нюхательного табака мы через два дня погибнем во цвете лет на этом пустынном острове».
Пеппи сложила бумажку, засунула ее в бутылку, заткнула бутылку пробкой и бросила бутылку в воду.
– Скоро появятся наши спасители, – заявила она.

Для того, чтобы найти все смыслы, узнали, что нужно делать.
• Внимательно прочитайте предложение
• Определите суть – что у нас спрашивает автор?
• Найдите слово или слова, которые могут иметь не одно значение, а несколько (замок).
• Вспомните, какие значения они могут иметь.
• Проверьте, можно ли подставить эти значения и понять смысл по-разному?


2
Поработали в мини-группах на поиск смыслов:
• Алиса на крыльце увидела котенка.
• Миша купил в магазине лук.
Даша угостила Машу орешками, потому что она их любила.
3
Потренировали искать ответы на следующие вопросы:

• Сколько ягод земляники может влезть в пустой стакан? (Нисколько, земляники не умеют лазать; 1, тк после этого стакан уже не пустой; зависит от состояния земляники (вдруг ее спрессовали) и от размера стакана)
• Как человеку не спать 8 дней? (спать по ночам)
• Какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно)
• Что нужно сделать, чтобы 4 парня оказались в 1 сапоге? (попросить 4 парней снять по сапогу)
4
Потренировались в задавании вопросов во время поиска правильного ответа в игру «Да-нетки», в которой можно задавать бесконечное количество вопросов ведущему, ответом на которые может быть «да» или «нет».
1) Угольки, морковка и шляпа лежат на траве в саду. Никто их сюда не складывал намерено, однако их нахождение здесь объясняется вполне логично. Как?
Это остатки растаявшего снеговика (глазки, нос и шляпка).
2) 6-классник Вася забегает в столовую и просит стакан компота, повар МарьИванна внезапно достает большую кастрюлю и громко хлопает крышкой. Вася говорит «спасибо» и уходит.
Вася мучился от икоты и побежал в столовую за компотом. МарьИванна поняла, в чем его проблема, и применила испытанное средство — напугать икающего человека. Способ сработал и Вася поблагодарил ее.
3) Катя решила уступить своё место в автобусе вошедшей женщине. Но та очень смутилась и отказалась. Почему?
Маленькая Катя сидела у папы на коленях.
4) Перед сном женщина спрятала свою туфлю в сейф. Зачем?
Эта женщина работает стюардессой в самолёте. В гостинице перед сном она кладёт свои документы в сейф, а чтобы их на утро не забыть, кладёт вместе с документами одну свою туфлю.
5) Инспектор, проверявший некую школу, заметил, что, когда бы учитель ни задал классу вопрос, в ответ тянули руки все ученики. Более того, хотя учитель каждый раз выбирал другого ученика, ответ всегда бывал правильным. Как это получалось?
Учитель сказал ученикам, чтобы они вызывались отвечать независимо от того, знают ответ или не знают. Но те, кто знает ответ, должны поднимать правую руку, а те, кто не знает, — левую. Учитель каждый раз выбирал другого ученика, но всегда того, кто поднимал правую руку.
Домашнее задание
Попробуйте понять, что означают следующие пословицы и объяснить их:

- Под лежачий камень вода не течет.
- Не все то золото, что блестит.
- Слово-не воробей, вылетит – не поймешь.
Почитать
Астрид Линдгрен
«Пеппи-длинный чулок»
Детская приключенческая повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен, впервые опубликованная в 1945 году издательством Rabén & Sjögren. Первая в цикле о приключениях экстравагантной девочки Пеппи Длинный чулок.
Купить книгу
Поиграть
Пол Слоун
ДАНЕТКИ
Разновидность игры в загадки. В классическом варианте водящий описывает странную ситуацию, а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить её. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет».
Купить игру
Владей Хватил
Кодовые имена
Настольная игра Codenames (Коднеймс, кодовые имена) – командная игра со словами, где торжествуют дедукция, ассоциации и командная работа
Купить игру