2 занятие
Продолжаем знакомиться с мышлением
На этом занятии мы побывали в офисе нобелевского лауреата – Д. Канемана, который рассказал нам про 2 системы нашего мышление, и почему оно иногда ошибается, а также пригласил нас в свой подвал и продемонстрировал пещеру иллюзий.
Сегодня мы сделали
Д. Канеман выделяет в мышлении человека две системы. Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, ее действия непроизвольные и не требуют напряжения внимания. Тем не менее действия Системы 1 могут генерировать сложные схемы мыслей, но не могут упорядочить их.

Система 2 связана с вниманием и сознательными умственными усилиями. Система 2 может ограничивать импульсы Системы 1, но ей для этого требуется энергия, которая истощается.

Наши ошибки происходят из-за недостатков этой системы: автономности и быстрым, но не всегда верным суждениям Системы 1, истощения сил, ленности Системы 2.
1
Мы потренировались в том, в какие моменты работает система 1, а в какие – система 2:
  • Определить, какой из 2 объектов ближе - 1
  • Решить пример 2+2 - 1
  • Сосчитать, сколько гласных букв на странице - 2
  • Готовиться к сигналу старта в забеге - 2
  • Быть ведущим на школьном концерте - 2
  • Прочитать слова на большом плакате - 1
  • Сделать сильный шахматный ход, если вы – профи - 1
  • Сделать доклад по географии - 2
2
Заметили за собой, что можем делать ошибки:
Сколько животных каждого вида взял в ковчег Моисей?
Мы быстро хотим ответить – 2, так как знаем, что каждой твари по паре, однако, животных в ковчег брал Ной. Но наша Система 1 импульсивна, игнорирует неоднозначности, способна реагировать на впечатления от событий, о которых система 2 даже не подозревает.
При этом, если вопрос звучит как: Сколько животных каждого вида взял в ковчег Моргенштерн? Наша система 1 сразу заметит ошибку.
3
Как же быстро система 1 замечает ошибку? В течении 0,02 секунд на ЭЭГ обнаруживается характерный всплеск активности, то есть очень и очень быстро.
Испытуемые в эксперименте слушали такие фразы:
• Мужским голосом «Я беременный»
• Аристократическим голосом «У меня вся спина в татуировках»
• «Земля вращается вокруг неприятностей»
Сегодня мы узнали
1
Мы узнали, что Иллюзии - обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, и понаблюдали за работой нашего мышления во время просмотра целых 13 разных иллюзий.

Иллюзии относятся к работе системы 2.
Система 2 – второстепенный персонаж, который считает себя главным героем. Она очень самоуверенная и считает, что полностью контролирует ситуацию.
2
На занятии мы смотрели эти 2 видео, раскрывающие ограниченность нашего внимания:
https://youtu.be/FWSxSQsspiQ
https://www.youtube.com/watch?v=v3iPrBrGSJM
3
Какие выводы мы можем сделать из нашего занятия:

• Ошибаться может каждый, и это нормально!
• Важно знать об этом, понимать, почему мы ошибаемся.
• Чтобы замечать, когда это происходит.
• Система 2 требует от нас много усилий, и мы можем ее поддерживать – отдыхом или шоколадкой (сахар – глюкоза – быстрое питание для нашего мозга. Но важно соблюдать меру).
Домашнее задание - заполните пропуски
1
• Дэниэль Канеман изучал работу … . Он говорил, что … бывает быстрым и … .

• Когда мы можем дать ответ быстро, не задумываясь, работает система … . А когда мы тратим свое внимание, концентрируемся, работает система … .

• Например, чтобы прочитать слова на рекламном плакате, справится система … . А, чтобы пересказать параграф по окружающему миру, не обойтись без системы … .

• Когда работает система … , мы сильно устаем. Мы тратим свой ресурс. Чтобы этот ресурс восполнить, можно … .

• Мы часто можем ошибаться, и это … . Например, когда мы видим … (вспомните, что Канеман показал Криту в своем подвале).

• И все же, если честно, заметили ли Вы … , пока игроки в черном и белом перебрасывали мяч?)
Для детей
Р.С.Смаллиан
Это сборник задач по логике, но совершенно особенный — приправленный парадоксами, размышлениями и отличным чувством юмора Рэймонда Смаллиана, американского математика, фокусника, философа-даоса и вообще крайне неординарной личности.
А.А.Ивин
Книга, написанная еще в СССР, в очень дружелюбной манере знакомит читателя с логикой. Она писалась для детей школьного возраста, но отлично подойдет и взрослым, которые просто хотят освежить знание логики и потренировать мозг.
А. Уемов
Книга, посвященная логическим ошибкам. В ней полно примеров, как формальных, так и взятых из жизни. Очень полезное чтение для тех, кто серьезно намерен разобраться в логике, но пока с ней только знакомится. Небольшой дисклеймер: книжка писалась в пятидесятые, поэтому надо быть готовым к примерам про марксизм-ленинизм.
Для родителей
Доксиадис, Пападимитриу
Графическая новелла, рассказывающая о британском математике, философе, логике и лауреате Нобелевской премии по литературе Бертране Расселе. Важнейшие вопросы философии и математики переплетаются с проблемами внутреннего и внешнего мира героев.
Платон
Последняя речь древнегреческого философа Сократа на суде, который приговорил его к смертной казни. Именно в ней произносится знаменитая фраза: “Я знаю только то, что ничего не знаю — но некоторые не знают и этого”. Не столько про логику, сколько про знание, мудрость и истину вообще. Но и с точки зрения того, как вести дискуссию и аргументировать, будет полезным.
Людвиг Витгенштейн
Скажем сразу, это уровень hard - зайдет не каждому. Но того, кто готов сразиться с текстом, она впечатлит. Вторая и последняя крупная работа логика и философа Людвига Витгенштейна исследует человеческий язык с обыденной точки зрения и языковые игры, которые часто заводят нас в ловушку.
Посмотреть
За этими задачами можно провести несколько увлекательных вечеров вне зависимости от возраста. Отдельный плюс — красивый видеоряд, сопровождающий условия. Видео на английском, но есть русские субтитры.
Видео-лекция о том, что такое критическое мышление вообще, а также об основах логики и аргументации.
Поиграть
Азер Назаров
Попробуйте устроить дебаты всей семьей или вместе с друзьями. О том, как их правильно организовать, подробно рассказывается в книге “Дебаты. Искусство спора”, но также можно найти информацию в открытых источниках.